Каковы права потребителей (покупателей) при возврате товара

07 ноября 2019 Сехина Мария Александровна 12
Права потребителей на возврат товара, его обмен, устранение недостатков регулируются на законодательном уровне. Знание некоторых положений закона о правах потребителей поможет не потерять деньги в случае покупки бракованного телефона или компьютера. Также это позволит не спасовать перед недобросовестным продавцом, желающим обернуть ситуацию в свою пользу и потому отказывающимся принимать не подошедшую покупателю вещь, мотивируя свою точку зрения надлежащим качеством товара.

Защита прав потребителей при возврате товара

Защита прав потребителей относится к компетенции Роспотребнадзора (официальное название — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Управление Роспотребнадзора есть в каждом регионе, и именно туда следует обращаться за защитой, если продавцы вольно трактуют законодательство и пытаются повернуть его в свою пользу.

Самая популярная причина для споров между продавцом и покупателем — возврат товара. Причем неважно, надлежащего ли он качества или имеет недостатки — ситуации, когда продавец отказывается принимать товар, возникают постоянно. Но это не значит, что покупатель всегда прав — основания для возврата и обмена товара полностью перечислены в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. Этим же законом урегулированы права покупателя при возврате товара.

Так, согласно пункту 1 статьи 18 данного закона, если после приобретения товара покупатель обнаружил в нем недостатки, он получает право вернуть товар продавцу, обменять на аналогичный, но исправный товар, потребовать снижения цены (с выплатой разницы) или устранения недостатков незамедлительно и за счет продавца (либо возмещения расходов на самостоятельное устранение).

Важно: такие права возникают у покупателя только в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом в момент покупки — что должно быть подтверждено соответствующей записью в гарантийном талоне и платежных документах.

Если объектом покупки является технически сложный товар, право на его возвращение возникает у покупателя исключительно в случае обнаружения брака (недостатков, неисправностей); при этом заявление на возврат или обмен должно быть представлено продавцу не позднее чем через 15 дней с момента совершения покупки. В случае опоздания товар может быть возвращен, только если:

  • обнаруженный недостаток делает невозможным использование товара по назначению (то есть является существенным);
  • эксплуатация товара невозможна в течение более чем 30 дней (суммарно) в течение каждого гарантийного года, несмотря на неоднократный ремонт (устранение недостатков, брака и т.п.);
  • продавец нарушил сроки устранения недостатков (не более 45 дней).

Важно: перечень товаров, относящихся к категории технически сложных, утвержден постановлением Правительства России № 924 от 10.11.2011. К ним относятся: большинство видов транспортных средств, оргтехника, теле-, видео-, фототехника, часть наименований предметов бытовой техники, мобильные и спутниковые устройства с сенсорными экранами при наличии более одной функции и т.д.

Внимание: вопреки доводам продавцов, отсутствие товарного или кассового чека (в том числе полное отсутствие платежных документов) ни в коем случае не может являться препятствием к возвращению товара независимо от его качества. Это условие закреплено в пункте 5 статьи 18 (для товаров с недостатками) и пункте 1 статьи 25 (для товаров надлежащего качества) закона "О защите прав потребителей".

При необходимости возвратить продавцу товар без недостатков, то есть надлежащего качества, нужно убедиться в том, что его товарный вид сохранен, целостность пломб и фабричных упаковок не нарушена.

Важно: вернуть или обменять можно только непродовольственные товары, не входящие в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Правительства России № 55 от 19.01.1998.

Возврат товара: порядок действий

Срок возвращения в магазин товара надлежащего качества составляет 15 суток с момента его приобретения. Если речь идет о товаре с обнаруженными недостатками, то его, согласно статье 19 закона "О защите прав потребителей", можно вернуть в течение гарантийного срока (срока годности). При этом гарантийный срок не может быть меньше 2 лет (исключение — товары, срок годности которых истекает раньше).

Независимо от качества товара, процедура возврата выглядит примерно одинаково:

  1. Нужно составить заявление о возврате (обмене) товара. Или претензию, если речь идет о товаре с недостатками (название документа не является принципиальным) (Подробнее см. Как правильно написать претензию на возврат товара в магазин (образец)).
  2. Представить заявление продавцу или его представителю под подпись. В случае отказа в приеме заявления его можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении. Решение по заявлению, в соответствии со статьей 22 закона "О защите прав потребителей", должно быть принято в 10-дневный срок с момента его поступления. В случае возврата товара надлежащего качества — незамедлительно, с возвращением денег в течение 3 дней.
  3. В случае отказа продавца принять товар, возвратить его стоимость либо обменять на аналогичный нужно обратиться в региональное управление Роспотребнадзора либо в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя (госпошлина за это не взимается).

Важно: в случае, если причины возникновения неисправности не установлены, продавец, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 закона о правах потребителей, обязан за свой счет произвести экспертизу товара (длительность экспертизы — не более 45 дней).

Результаты этой экспертизы при несогласии с ними можно будет оспорить. Кроме того, покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы, поэтому продавец обязан уведомить его о времени и месте выполнения всех входящих в нее действий. И это обязанность именно продавца, а не эксперта.

***

Больше полезной информации — в рубрике "Защита прав потребителей".

Источники:
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
  • Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечня технически сложных товаров" от 10.11.2011 № 924