Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, в том числе работникам ДОУ, а также работающим в учреждениях культуры
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ и положениям постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583 ежемесячная заработная плата педработников и сотрудников учреждений культуры формируется из следующих составляющих:
- базовой части;
- компенсационных выплат;
- стимулирующей доплаты.
Размер базовой доли зарплаты определяется на федеральном уровне в зависимости от квалификации трудящегося и выполняемых им норм (часов работы), компенсационная оплата зависит от условий труда работника, а вот стимулирующие выплаты определяются на основании локальной документации госучреждения (школы, детского сада, учреждения культуры).
Опираясь на нормы постановления Правительства РФ № 583, ежегодно обновляемые Единые рекомендации трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений в бюджетной сфере, а также письма Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02 и Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ, каждое учреждение разрабатывает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах. Согласно вышеперечисленным документам в положениях о стимулирующих выплатах в ДОУ и других образовательных учреждениях, а также учреждениях культуры должны найти отражение:
- данные о порядке выплаты стимулирующих надбавок;
- положения об условиях получения стимулирующих доплат;
- сведения об источниках финансирования стимулирующей части оплаты труда;
- данные о средствах, полученных от предпринимательской деятельности.
Критерии на стимулирующие выплаты воспитателям ДОУ и иным педагогам
Несмотря на то, что при определении системы расчета стимулирующей доли оплаты труда педработников основные принципы устанавливаются положением о стимулирующих выплатах, принимаемым каждым образовательным учреждением самостоятельно, при разработке положения необходимо следовать пожеланиям федерального и регионального законодательства. Так, приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н предлагает прописывать оценочные критерии, относящиеся к каждому сотруднику, непосредственно в его трудовом договоре.
Примерный список таких оценочных критериев для педагогов приведен в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02. В частности, к критериям, влияющим на стимулирующие выплаты воспитателям ДОУ и прочим педработникам, относятся:
- Наличие реализуемых дополнительных проектов (экскурсий, учебных и соцпроектов и т. п.).
- Организация и участие в системных исследованиях, а также отслеживание личных достижений воспитанников.
- Прогрессирование личных образовательных результатов по итогам контрольных мероприятий, промежуточных и финальных аттестаций.
- Внедрение мероприятий, направленных на создание контакта с родителями воспитанников.
- Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и прочих состязательных мероприятиях, а также результаты этих состязаний.
- Вовлеченность в групповые педагогические проекты («команда вокруг класса», виртуальные классы, интегрированные курсы и т. п.).
- Причастность к разработке и внедрению базовой образовательной программы.
- Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
- Работа с воспитанниками из социально неблагополучных семей.
- 10.Разработка составляющих образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. п.).
Оценочный лист учителя для стимулирующих выплат, баллы для их начисления
Для определения размера стимулирующей выплаты, полагающейся каждому конкретному работнику, используется балльная система. В специальный оценочный лист педагога заносятся приведенные выше критерии эффективности деятельности, при этом каждый из них оценивается определенным баллом. Таким образом, выполнение педагогом требований критерия добавляет ему баллы, а невыполнение, соответственно, снимает.
Исходя из этого, стимулирующая доплата педработникам определяется путем выполнения подсчетов по следующему алгоритму:
- Суммирование баллов, заработанным каждым работником по всем градациям оценки.
- Определение стоимостного веса одного балла через деление фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
- Определение окончательного размера стимулирующей выплаты по каждому сотруднику путем умножения стоимости одного балла на количество баллов, полученных конкретным педагогом.
***
Таким образом, несмотря на кажущуюся самостоятельность образовательных учреждений в определении схемы начисления стимулирующих выплат учителям в 2020-2021 годах, на практике рекомендации федеральных и региональных нормативных актов по этому вопросу исполняются повсеместно и носят фактически обязательный характер.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Зарплата».