Как выписаться из квартиры

04 июня 2020 Горбылева Елена Николаевна 2
Законодательство обязывает российских граждан становится на регистрационный учет по адресу проживания на территории страны. Как происходит смена регистрации при изменении места жительства, расскажем далее.
Вам помогут документы и бланки:
  1. Образец заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства

Выписаться путем прописки в новую квартиру

Бывают случаи, когда в силу обстоятельств гражданин не успевает выписаться из жилого помещения и с регистрацией по прежнему адресу переезжает на постоянное проживание в другое жилье. В подобной ситуации можно сменить прописку, зарегистрировавшись в новой квартире.

Для этого понадобится заполнить форму № 6 бланка заявления на регистрацию. Бланк можно получить в соответствующем отделе МВД или взять из приложения № 6 к Административному регламенту.

Вместе с прошением в МВД подаются документы для регистрации по новому месту жительства:

  • Паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении детей до 14 лет.
  • Документ, устанавливающий основания для регистрации: выписка из ЕГРН о праве собственности на квартиру; согласие хозяина жилого помещения на регистрацию, если объект недвижимости оформлен не на его регистрирующегося; договор найма, а также другой документ, подтверждающий право пользования жилым помещением.
  • Письменное согласие о вселении жильца от долевых собственников, членов семьи наймодателя.

Представлять документ о снятии с учета по старому месту жительства не нужно, регистрация по прежнему адресу аннулируется автоматически, после оформления новой прописки.

При передаче всех документов в отдел МВД регистрация по новому месту жительства и снятие по прежнему адресу производится не позднее шести рабочих дней.

Выписаться «в никуда»

Перед отъездом в другой регион, город или район можно оформить выписку из прежней квартиры, а приехав, зарегистрироваться по новому адресу. Это делается следующим образом:

  1. В произвольной форме составляется заявление о выписке, в котором указываются паспортные данные и дата убытия (в случаях, когда такое число известно). Обращение может быть подано переезжающим гражданином или собственником жилья, который прописал уезжающего в своей квартире. Заявление подается сотруднику ОМВД лично, с использованием единого портала «Госуслуги», в МФЦ, ТСЖ, ЖСК, управляющей компании. Прилагается паспорт или свидетельство о рождении для детей до 14 лет.
  2. Сотрудник отдела примет документы и сообщит, когда будет оказана услуга.
  3. Снятие с учета производится в течение трех дней. Вам вернут паспорт с отметкой о снятии с учета. Далее нужно зарегистрироваться по новому месту жительства.

После того как гражданин будет выписан из жилого помещения, не позднее семи дней он должен зарегистрироваться по новому адресу (п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).

За нарушение указанного срока виновное лицо подлежит административному штрафу по ст. 19.15.2 КоАП РФ в размере до 3000 руб., а за совершение этого правонарушения в Москве или Санкт-Петербурге до 5000 руб.

Выписаться с помощью доверенного лица

Административный регламент, предусматривающий порядок снятия граждан с регистрационного учета, утвержденный приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 не разрешает менять регистрацию через представителя по доверенности. Это связано с тем, что в процессе выписки по месту жительства предоставляется российский паспорт, а этот документ может предъявить только его владелец (пп. 1, 17, 22 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828).

Но вы можете это сделать через сайт «Госуслуги».

Выписаться из квартиры, находясь в другом городе

Сняться с регистрационного учета возможно при нахождении в другом населенном пункте или регионе. Для этого необходимо подать заявление о выписке из жилого помещения в отдел МВД по месту фактического проживания (п. 54.1 Регламента). К примеру, гражданин обитает в Санкт-Петербурге, а на регистрационном учете стоит в Москве. Чтобы выписаться из столичной квартиры, он может прийти в территориальный отдел МВД Санкт-Петербурга и подать заявление на снятие с учета в Москве.

Где выписаться из квартиры

Законодательство предусматривает несколько способов, позволяющих поменять прописку. Несмотря на то что соответствующую услугу предоставляет только территориальный регистрационный отдел МВД, ее можно получить через другие учреждения.

Через МФЦ

Многофункциональные центры осуществляют выписку и прописку в таком же порядке, что и отделы МВД, только работа этих организаций может занять чуть больше времени из-за межведомственного взаимодействия.

Чтобы воспользоваться услугой через центр, нужно сделать следующее:

  1. Собрать все документы, необходимые для постановки на учет (выписке) и оформить надлежащим образом заверенные копии (у нотариуса).
  2. Подготовленные бумаги подать в отдел МФЦ по месту проживания. Это можно осуществить, посетив учреждение сразу или предварительно записавшись на прием по телефону.
  3. После подачи документов забрать соответствующую расписку и ожидать результат исполнения регистрационных процедур.

Через МФЦ информация об оказанной услуге предоставляется в течение трех дней, когда между МФЦ и отделом МВД предусмотрена система межведомственного электронного взаимодействия (п. 35 Регламента). Если указанная техническая связь не налажена этот срок может увеличиться до семи дней.

Через паспортный стол

Это неофициальный термин, обозначающий орган государственной власти, ответственный за выдачу документа, удостоверяющего личность, а также регистрацию по месту жительства. Под паспортным столом подразумевалось отделение ФМС России, расформированное в 2016 году. Поэтому на данный момент оформить постановку на учет по месту жительства через паспортный стол невозможно.

Через ФМС

Федеральная миграционная служба России — это государственный орган власти, осуществлявший функции в сфере миграции, а также контроль и надзор в этой отрасли. С 05.04.2016 ФМС упразднена, а ее полномочия возложены на Главное управление по вопросам миграции МВД РФ.

Таким образом, в настоящее время существует один орган власти, предоставляющий услуги в сфере оформления прописки по месту жительства, — это отдел регистрационного учета ГУВМ МВД России.

Через Госуслуги

Самый простой и быстрый способ выписаться из квартиры — подать заявку на едином портале «Госуслуги». Для этого нужно сделать следующее:

  1. Создать личный кабинет на сайте gosuslugi.ru с подтвержденной учетной записью (если его нет).
  2. На портале выбрать услугу — сняться с регистрационного учета по месту жительства.
  3. Выбрать тип получения — электронная услуга.
  4. Заполнить на сайте заявление, внеся в него паспортные данные, адрес регистрации по прежнему месту, причину снятия с учета, наличие гражданства другого государства, основание переселения, семейное положение, место работы, а также подразделение ГУВМ МВД, в которое подается прошение.

После регистрации заявления в личный кабинет поступит сообщение о дне, когда нужно явиться в отдел МВД для представления паспорта. После сверки документа с данными электронного обращения сотрудник отдела поставит печать о выписке из жилого помещения.

Сроки выписки из квартиры

Услуга по снятию с регистрационного учета предоставляется в следующие периоды (пп. 31, 37, 38 Регламента):

  • по месту пребывания или проживания, при личном обращении в отдел МВД — не позднее трех календарных дней с момента регистрации соответствующего заявления;
  • при получении услуги через портал «Госуслуги» — в день представления в отдел МВД Российского паспорта;
  • в случае отправки документов через МФЦ — не позже трех рабочих дней, если услуга оказывается с использованием системы электронного взаимодействия с другими ведомствами.

Сколько стоит выписка из квартиры

Выписка из квартиры, а также другие услуги, связанные с перерегистрацией по адресу места проживания, оказываются бесплатно (п. 62 Регламента).

Какие документы понадобятся

Чтобы сняться с регистрационного учета, достаточно соответствующего заявления и паспорта. Если гражданин собирается зарегистрироваться по новому адресу, помимо обращения и документа, удостоверяющего личность, ему нужно представить:

  • правоустанавливающие бумаги на квартиру, по адресу которой будет производиться регистрационный учет (выписка из ЕГРН, договор социального найма, решение суда);
  • согласие собственника жилого помещения на прописку в его жилье заявителя, а также всех членов семьи (если есть) — этот документ удостоверяется сотрудником отдела МВД либо нотариусом (п. 49.4 Регламента);
  • акт органа опеки о назначении опекуна или попечителя лица, которое прописывается в помещении, если опека или попечительство устанавливались.

Заявление

Обращение о снятии с регистрационного учета по месту жительства пишется в произвольной форме. Однако в нем необходимо указать:

  • наименование территориального органа регистрационного учета;
  • Ф.И.О., число, месяц, год и место рождения заявителя, а также его телефонный номер и пол;
  • полные сведения о законном представителе, если заявление составляется для регистрации несовершеннолетнего либо лица, в отношение которого установлена опека или попечительство;
  • прошение о снятии с учета в связи с регистрацией по новому адресу;
  • паспортные данные заявителя, его подпись.

Заявление о регистрации составляется на специальном бланке формы № 6, который помимо изложенного включает:

  • адрес места прибытия;
  • сведения о лице, предоставившем жилое помещение для проживания, а также документ, подтверждающий основания для вселения в квартиру;
  • полные сведения о жилище, по адресу которого проводится регистрация;
  • паспорт лица, предоставившего жилье в пользование.

Особенности для граждан, состоящих на учете в военкомате

В силу ст. 1 закона «О воинской обязанности…» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 граждане России обязаны стоять на воинском учете, который осуществляется военкоматами по месту их проживания/пребывания (на срок более трех месяцев), а также прохождения альтернативной гражданской службы.

При изменении адреса регистрации гражданам, состоящим на воинском учете по прежнему месту проживания, в течение двух недель необходимо встать на учет в военкомате по новому адресу. Это можно сделать, обратившись с соответствующим заявлением в армейское учреждение напрямую либо через портал «Госуслуги». Вместе с прошением необходимо представить:

  • паспорт;
  • приписное свидетельство, военный билет или другой документ, подтверждающий основания для ведения воинского учета;
  • справку об отбытии или временную регистрацию (при проживании на новом месте более трех месяцев);
  • документы, подтверждающие основания для отсрочки от армейской службы (если есть).

Указанная обязанность лежит:

  • на призывниках от 18 до 27 лет;
  • гражданах, прошедших армейскую службу и уволенных в запас;
  • лицах, окончивших обучение на военной кафедре;
  • людях, достигших 27 лет, но не прошедших службу в вооруженных силах России из-за освобождения от призыва, а также в связи с предоставлением отсрочек или не призванных в армию по другим причинам;
  • уволенных с военной службы без дальнейшего ведения воинского учета, но в последующем ставших на него в военкомате;
  • лиц, прошедших альтернативную гражданскую службу;
  • женщин, обладающих военно-учетными специальностями.

***

С появлением портала «Госуслуги» и МФЦ выписаться из квартиры стало просто. Достаточно подать заявку вместе с необходимыми документами и в течение нескольких дней соответствующая отметка в паспорте будет проставлена. Чтобы из-за пропуска сроков перерегистрации не попасть под административную ответственность, лучше прописываться в новом жилье, не снимаясь с учета по прежнему адресу.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Регистрация и прописка».

Источники:
  • Жилищный кодекс Российской Федерации