Зрение для водительских прав: дальтонизм и дихромазия существенны?

24 января 2020 Горбылева Елена Николаевна 0
Люди, у которых имеются проблемы со зрением, как правило, подвергаются ограничениям в некоторых сферах жизни. В том числе, это касается и транспорта: дальтонизм и водительские права в некоторых случаях бывают настолько несовместимы, что некоторые граждане на всю жизнь так и остаются пешеходами.

Зрение для водительских прав: особенности, о которых необходимо знать

Для получения водительского удостоверения установленного образца в числе необходимых документов предъявляется медицинская справка. Согласно этому документу, водитель проходит медицинский осмотр и врачебная комиссия определяет, годен ли он к управлению транспортом или нет.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н, существует перечень заболеваний, при наличии которых допуск к управлению автомобилем запрещается. В частности, сюда же относятся некоторые виды нарушений зрения, которые могли бы повлиять на управляемость автомобилем.

Если вкратце, то можно выделить несколько особенностей по зрению, которые влияют на возможность получения прав:

  1. Снижение остроты зрения. Обычно остроту проверяют при помощи всем известной таблицы с буквами. Естественно, что есть умельцы, которые пытаются заучить буквы и называют их в верной последовательности. Для таких граждан предусмотрены другие тестовые таблицы, которые также смогут определить остроту зрения. Для каждой категории прав необходим свой показатель. Причем в вышеуказанном приказе различают две категории зрения: «с коррекцией», то есть с очками или контактными линзами, и «без коррекции», то есть без таковых. К примеру, для категории В зрение на «лучшем» глазу без коррекции должно быть 0,8, на другом острота зрения может отсутствовать; при наличии контактных линз или очков для этой же категории «лучший» глаз должен видеть не меньше 0,5, худший – 0,2.
  2. Как было указано выше, будущий водитель может прийти на медицинскую комиссию к офтальмологу в очках или в контактных линзах. Но и в этом случае подойдут не любые, а только те, в которых диоптрии не ниже -8 и не выше +8. Разница между зрением глаз не должна быть более 3 диоптрий. Но иногда могут встречаться случаи, когда здоровый глаз под очками может давать искажение, и «не дотягивать» до нужного количества строчек. Это так называемый «ленивый» глаз. Он легко поддается коррекции в младенческом и юношеском возрасте, но и взрослые вполне могут «подтянуть» зрение.
  3. Одной из важных характеристик глаза, которая рассматривается на медосмотре для допуска гражданина к управлению транспортом, является цветоощущение глаза. Эта характеристика важна для того, чтобы водитель, как минимум, мог распознать цвета светофора.
  4. И, наконец, существуют заболевания, при которых допуск к вождению автомобиля не допустим ни в коем случае. Например, к таким может относиться глаукома и отслоение сетчатки глаза.

Дальтонизм и водительские права

Согласно проведенным исследованиям, почти каждый 10-й мужчина на Земле – дальтоник. А если обратить внимание на водителей, то почти каждый второй – мужчина. Статистика печальная, но то, что дальтонизм является в большинстве своем мужской болезнью, учеными не отрицается.

Нынешний приказ №302н в своих положения довольно «строг» с водителями: нарушение цветоощущения является основанием для отказа в выдаче прав на управление транспортным средством. Вернее, до получения прав вас даже никто и не допустит!

Раньше все было «мягче»: допускалось нарушение цветоощущения и для категории «А», и для категории «В». Исключение делалось лишь в одном случае: дихромазия и водительские права были несовместимы.

У многих водителей такие нормы вызвали непонимание; ведь существует несколько различных подвидов дальтонизма, так почему бы не сделать исключение для тех, кто не может различить только один цвет? Например, гражданам, которые страдают близорукостью, ездить намного сложнее, но права им выдают!

При этом многочисленные исследования, проведенные учеными, говорят о том, что если человек спокойно различает цвета светофора, то проблем с вождением автомобиля у него возникнуть не должно.

Не во всех странах так «категорично» относятся к дальтонизму. Например, в Европе пытаются придумать специальную форму светофора, на котором даже дальтоник не сможет перепутать сигнал: как правило, на таких светофорах каждый цвет имеет свою фигуру (красный – треугольник, зеленый квадратик, оранжевый – круг). Кроме этого, можно сделать светофоры, в которых будет голосовой отсчет времени и т.д.

***

Безусловно, есть много способов «обойти» официальную медкомиссию, заплатить и получить «липовую» справку. Но в этой ситуации стоит думать не только о своей безопасности, но и о безопасности иных участников дорожного движения, так как при заболеваниях глаз водитель может просто не увидеть какого-то препятствия и создать такую аварийную ситуацию, которая закончится гибелью ни в чем не повинных людей.

***

Больше полезной информации — в рубрике "Водительское удостоверение".

Источники:
  • Приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" от 12.04.2011 № 302н