Расшифровка категорий водительских прав

09 января 2019 Горбылева Елена Николаевна 0
Водительские права - категории их после вступления в силу нововведений в законодательство в мае 2013 года претерпели ряд существенных изменений. Расшифруем новые категории, в том числе ранее не применявшиеся (B1, BE, M, D1, DE), и подробно проанализируем виды авто, отнесенные к каждой из них.

Правовая регламентация действия категорий

Положения, закрепляющие категории и подкатегории транспортных средств (ТС), управление которыми разрешено только при наличии специального разрешения, сформулированы в законе «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В рамках п. 1 ст. 25 указанного нормативного акта в РФ утверждены 10 категорий водительских прав и 6 входящих в них подкатегорий.

Расширенный перечень закреплен законом «О внесении изменений…» от 07.05.2013 № 92-ФЗ, в котором законодатель определил круг ТС, входящих в каждую категорию и подкатегорию. Определение отдельных групп техники, таких как мотоциклы или мопеды, содержится в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.

Отнесение транспорта к определенной группе обусловлено необходимостью разграничения ТС в зависимости от назначения и предъявляемых технических требований. При этом допуск к управлению одним видом транспорта не позволяет управлять авто, отнесенными к другой группе. В этом случае считается, что у водителя отсутствует водительское разрешение, а это влечет применение санкций, предусмотренных КоАП РФ.

В зависимости от вида ТС к лицам, желающим получить допуск к управлению, предъявляются различные требования. Например, к управлению мопедами допускаются лица в возрасте от 16 лет, а управлять автобусом может только водитель, достигший 21-летнего возраста.

Описание новых категорий водительских прав (таблица с расшифровкой категорий водительского удостоверения)

Законом «О внесении изменений…» от 07.05.2013 № 92-ФЗ в действовавшую ранее классификацию категорий водительского удостоверения внесены коррективы. Подробнее о различиях старого и нового образца водительского удостоверения подробнее читайте в соответствующей статье.

В зависимости от технических характеристик транспортное средство относится к одной из представленных ниже групп:

№ 

Категория/

подкатегория

Тип ТС

1

A

Мотоциклы

2

А1

Мотоциклы мощностью до 11кВт (объем двигателя до 125 куб. см)

3

B

Автомобили массой до 3,5 т (число пассажирских мест не превышает 8)

4

BE

Легковые авто с прицепом свыше 750 кг

5

B1

Трициклы и квадроциклы

6

C

Авто массой более 3,5 т

7

CE

Грузовые ТС с прицепом массой более 750 кг

8

C1

Грузовые авто массой до 7,5 т

9

C1E

Авто подкатегории C1, используемые с прицепом свыше 750 кг

10

D

Автобусы и иные авто, имеющие более 8 посадочных мест

11

DE

Сочлененные автобусы, а равно используемые с прицепом массой более 750 кг

12

D1

Автобусы до 16 посадочных мест

13

D1E

Автобусы от 8 до 16 посадочных мест и используемые с прицепом массой более 750 кг

14

M

Мопеды и квадроциклы (легкие, до 50 куб. см)

15

Tm

Трамваи

16

Tb

Троллейбусы

Проанализируем каждую из основных групп ТС подробнее в дальнейших разделах статьи.

Мотоциклетная и немощная техника: категории A, A1, B1 и M

К средствам, входящим в группу мотоциклетной и иной немощной техники, следует условно отнести следующие:

  1. Мотоциклы (А). Положения п. 1.2 ПДД РФ относят к ним 2-колесные ТС (независимо от наличия или отсутствия прицепной люльки) с двигателем объемом от 50 куб. см, набирающие скорость более 50 км/ч. К мотоциклам приравнены трициклы и квадроциклы ненагруженной массой до 400 кг с двигателем мощностью до 15 кВт. Для маломощных мотоциклов с двигателем объемом не более 125 куб. см мощностью до 11 кВт введена подкатегория A1 (удостоверения с ней, в отличие от более мощной техники, выдаются с 16 лет).
  2. Мопеды, легкие квадроциклы (M). Ранее права на них не требовались, лишь в 2013 году данные ТС были выделены в самостоятельную группу. ПДД РФ (п. 1.2) под мопедом понимает 2- и 3-колесные ТС, набирающие скорость до 50 км/ч, с ДВС объемом до 50 куб. см или электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт. Квадроциклы при соответствии указанным техническим характеристикам приравниваются к мопедам.
  3. Трициклы, мощные квадроциклы (подкатегория B1). Данные мототранспортные средства фактически совмещают признаки мотоцикла в части технических характеристик (скорость до 50 км/ч, мощность около 20 л. с.) и автомобиля в части сходства внешних признаков и системы управления (посадка водителя и пассажиров, наличие руля-баранки, расположение педалей).

Правильное разграничение мотоциклетной и мототранспортной техники позволяет определить, какой допуск необходим для управления конкретным автотранспортным средством.

Легковые транспортные средства: категории B и BE

Расшифровка категории водительских прав необходима для определения требований и документов, обязательных для управления транспортными средствами. Законодателем проведено разграничение легковых ТС посредством введения категории B и подкатегории BE.

В силу ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ к классу B относятся легковые ТС со следующими характеристики и особенностями эксплуатации:

  1. Максимальная масса — до 3,5 т.
  2. Сидячих мест — не более 8 шт. (без учета водительского).

При использовании прицепа для отнесения к указанной группе ТС должны выполняться следующие условия:

  1. Разрешенная масса сцепленного с легковым авто прицепа составляет не более 750 кг.
  2. Общая масса автомобиля с прицепом, если последний весит больше 750 кг, не превышает 3,5 т.

При необходимости эксплуатации прицепа к легковому автомобилю, не соответствующему перечисленным выше условиям, следует оформить водительские права с категорией BE. К указанной подкатегории законодателем отнесены авто группы B, используемые с прицепом массой свыше 750 кг при условии, что:

  • он превышает массу ТС без нагрузки;
  • общая масса состава составляет более 3,5 т.

В случае обмена прав подкатегория BE открывается автоматически при наличии в старом водительском удостоверении допуска к управлению составами автомобилей.

Грузовые авто: C и CE, C1 и C1E

Внесенные в 2013 году изменения в ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ расширили группу грузовых авто. Для расшифровки категорий водительского удостоверения в отношении грузовых автомобилей проанализируем каждую из них подробнее:

  • категория C включает ТС, не относящиеся к автобусам и имеющие массу свыше 3,5 т, в том числе при использовании с прицепом до 750 кг;
  • подкатегория C1 — авто с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 т, в том числе используемые с прицепом разрешенной массой до 750 кг;
  • категория CE — грузовые ТС, сцепленные с прицепом, разрешенная масса которого более 750 кг;
  • подкатегория C1E — авто категории C1 с прицепом массой более 750 кг, если он весит не больше самого ТС либо общая масса сцепленного состава не превышает 12 т.

Обратите внимание: в указанную группу входят также внедорожники, не соответствующие требованиям, установленным для авто категории B, в том числе имеющие массу более 3,5 т.

В случае замены удостоверения старого образца CE и C1E будут открыты при наличии прав категории E, позволяющей управлять составами транспортных средств.

Категория Д в правах: что входит в D и DE, D1 и D1E

При оформлении водительских прав категории, необходимой для управления автобусом, законодателем предусмотрено разграничение в зависимости от технических характеристик и свойств транспортных средств:

  • категория D включает ТС, основная цель которых заключается в перевозке людей. В данную группу входят автомобили (автобусы) с количеством посадочных мест свыше 8, при этом допустимо использование прицепа с разрешенной массой не более 750 кг;
  • категория D1 введена дополнительно и позволяет выделить пассажирские ТС, имеющие от 8 до 16 посадочных мест, в том числе используемые с прицепом массой не более 750 кг;
  • категория DE — водители, имеющие данный допуск, вправе управлять автомобилем, отнесенным к группе D, эксплуатируемым в сцепке с прицепом массой свыше 750 кг (в том числе сочлененными ТС);
  • подкатегория D1E включает ТС, входящие в группу D1, сцепленные с прицепом, не предназначенным для перевозки людей и имеющим массу свыше 750 кг (при условии, что его масса не превышает веса авто без нагрузки). Также она действует в отношении составов ТС общей массой не более 12 т.

***

В заключение отметим, что знание расшифровки категорий водительских прав позволяет определить требования, предъявляемые к водителям. В отношении отдельных групп ТС установлен возрастной ценз, в частности, управление мопедами допустимо с 16 лет, а управление автобусом, в связи с высоким уровнем ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, — с 21 года. В случае замены водительского удостоверения старого образца на новое допуск может быть открыт сразу к нескольким категориям.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для канала Дзен.