Увольнение по совместительству по собственному желанию

07 декабря 2018 Тромбач Бэла Геннадьевна 0

Увольнение по совместительству по собственному желанию производится в общем порядке с учетом правил оформления трудовых книжек. Однако перед увольнением необходимо оценить некоторые последствия такого шага. Об основания и порядке увольнения при работе по совместительству, а также его последствиях расскажем в настоящей статье. 

Общие положения о совместителях и их увольнении с работы

Официальное трудоустройство на нескольких работах для осуществления регулярной трудовой деятельности в разное время ст. 60.1 ТК РФ признается совместительством. При этом совместительство, в зависимости от работы у одного или нескольких нанимателей, бывает внутренним и внешним. Кроме того, предполагается деление работы на основную и дополнительную, причем все упомянутые классификации имеют практическое значение (к примеру, по месту основной работы хранится трудовая книжка работника).

С работы по совместительству увольнение производится по общим основаниям прекращения трудовых отношений и одному исключительному. Общие:

  1. По соглашению между нанимателем и трудящимся.
  2. По воле работодателя при недостаточно хороших результатах вступительного испытания или по основаниям, перечисленным в ст. 81 ТК (например, при грубом нарушении сотрудником своих обязанностей).
  3. По истечении срока, на который был заключен договор о трудовых отношениях, если одна из сторон против его пролонгации.
  4. При переводе сотрудника на новую работу или переходе на выборную должность.
  5. При отказе трудящегося от перевода, обусловленного состоянием его здоровья или переездом нанимателя в иную местность, либо отказе от работы из-за внесения поправок в условия трудового договора или вследствие смены владельца имущества организации.
  6. Из-за несоблюдения порядка заключения трудового договора.
  7. При наступлении обстоятельств, независящих от воли работника и работодателя (например, при призыве трудящегося на военную службу).
  8. По собственному желанию сотрудника, совмещающего несколько работ.

В качестве исключительного основания рассматривается прием на должность совместителя, работающего по трудовому договору без указания срока окончания его действия, работника, для которого это рабочее место будет основным. Однако такое основание не применяется, если совместитель трудится по срочному договору (см. апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 01.04.2014 № 33-1702/14).

Порядок увольнения по желанию работника-совместителя

С работы по совместительству увольнение по собственному желанию производится в едином порядке:

  1. Составление работником заявления об увольнении и передача его в кадровую или иную определенную внутренними правилами службу нанимателя в установленный срок. При этом процедура увольнения прекращается при отзыве заявления до истечения срока, отведенного на уведомление нанимателя о намерении прекратить правоотношения.
  2. Рассмотрение руководителем заявления и издание приказа о прекращении трудовой деятельности работника.
  3. Оформление внутренней документации:
    • внесение записей об увольнении в личную карточку трудящегося и трудовую книжку,
    • составление записки-расчета.
  4. Взаимный расчет сторон.
  5. Передача экс-работнику документов.
  6. Вступление в действие последствий увольнения.

Так как процедура имеет определенные нюансы (в отдельных случаях некоторые этапы пропускаются), рассмотрим каждый из шагов подробнее.

Составление заявления и уведомление нанимателя

Согласно ст. 80 ТК, увольнение совместителя по собственному желанию начинается с заблаговременного извещения нанимателя о намерении прекратить действие трудового договора. Извещение передается за 14 и более суток и на практике обычно облекается в форму заявления об увольнении. Иногда срок уведомления уменьшается: в ст. 71 ТК сказано, что трудящийся, проходящий испытания для приема на работу, может уволиться, письменно предупредив руководителя за 3 дня. Заявление может быть передано совместителем лично, выслано заказным письмом или передано иным способом (см. письмо Роструда «О порядке увольнения…» от 05.09.2006 № 1551-6).

При его составлении нужно обратить внимание на следующие детали:

  1. В тексте документа должна содержаться четкая формулировка, из которой явствует желание трудящегося расторгнуть правоотношения (например, «Прошу уволить…»).
  2. Дату последнего дня работы следует обозначать без предлога «с». Так, если написать «Прошу уволить с 3 марта…», будет неясно, какое число считать датой увольнения (2-е или 3-е).
  3. Заявление недействительно без подписи сотрудника.
  4. Текст документа не должен содержать указаний на недобровольность принятия совместителем решения о расторжении трудовых отношений (п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2).
  5. Заявление может содержать дополнительные требования — например, просьбу предоставить перед увольнением отпуск на основании ст. 124 ТК.

До окончания срока предупреждения или до ухода в отпуск перед увольнением работник может прекратить процедуру расторжения правоотношений. Форма отзыва заявления ТК не регулируется, но практика показывает, что лучше всего сделать это в письменном виде.

Внесение записи в трудовую книжку

С составлением приказа об увольнении обычно сложностей не возникает, т. к. руководитель при оформлении увольнения вправе использовать как унифицированную форму приказа Т-8, утв. постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1, так и собственный шаблон, содержащий необходимые реквизиты. Аналогична ситуация и с оформлением записки-расчета (форма Т-61), в которой на основании предоставленных сотрудником бухгалтерии данных отражаются все причитающиеся работнику выплаты.

Данные о собственном желании трудящегося как основании увольнения, дате расторжения соглашения и реквизитах соответствующего приказа вносятся работником кадровой службы в личную карточку совместителя (форма Т-2). Однако внесение записи в трудовую книжку о прекращении трудовой деятельности сотрудника производится не всегда. Так, если совместитель уходит с основной работы, где хранится его трудовая книжка, внесение записи об увольнении обязательно. Когда же работник прекращает деятельность по месту дополнительной работы, запись в трудовую книжку внести невозможно, поскольку дополнительный работодатель не имеет к ней доступа.

Как указано в п. 5 инструкции по заполнению, утв. постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69, запись об увольнении должна соответствовать формулировке основания, предусмотренной ТК РФ, и дополняться ссылкой на соответствующую статью и пункт ТК. Кроме того, в соответствии с п. 35 правил ведения трудовых книжек, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, при увольнении сотрудника следует убедиться, что все внесенные за период его работы записи заверены печатью организации, а также подписью нанимателя или уполномоченного лица и увольняющегося работника.

Расчет и выдача документов совместителю, в соответствии со ст. 84.1 ТК, производятся в последний день работы.

Последствия увольнения совместителя по собственному желанию

Приработе по совместительству увольнение по собственному желанию имеет следующие последствия:

  1. Если совместитель увольняется с дополнительной работы, заработок на период трудоустройства ему не выплачивается, поскольку он имеет основное место работы и в трудоустройстве не нуждается.
  2. Если гражданин увольняется с основной работы, договор на совместительство не становится автоматически договором на основное трудоустройство, даже если работник передаст трудовую книжку работодателю по месту совмещения. При этом единого мнения о порядке изменения статуса работы с дополнительной на основную нет. Существуют мнения, что для оформления изменения необходимо:
    • заключить новый трудовой договор,
    • заключить дополнительное соглашение к прежнему.

Оба варианта абсолютно приемлемы с точки зрения закона.

***

Итак, с работы по совместительству увольнение по собственному желанию осуществляется в общем порядке: сотрудник предупреждает нанимателя о своих намерениях и оформляет заявление, затем работодатель оформляет увольнение путем издания соответствующего приказа. В этой ситуации сложности могут возникнуть только из-за статуса совместителя. Они, как правило, связаны с оформлением трудовой книжки, необходимостью/отсутствием выплат заработка на период трудоустройства или статусом совместителя после увольнения с одной из работ. Надеемся, наша статья поможет вам их избежать.