Примирительные процедуры при разрешении коллективных споров предусмотрены ТК РФ. Однако этим нормативное регулирование процедур не ограничено, поэтому стоит изучить как международные документы, так и российские подзаконные акты. Подробно о примирительных процедурах расскажет наша статья.
Примирительные процедуры в трудовых конфликтах
Как указано в ст. 398 Трудового кодекса, примирительными процедурами признаются привлечение с цель разрешения коллективных трудовых споров (далее — КТС) примирительной комиссии (на первом этапе), посредника (на втором) и обращение в трудовой арбитраж (на третьем). При этом обязателен из перечисленных этапов по ст. 401 ТК только первый.
Представление российского законодателя о процедурах примирения, изложенное в ТК, опирается на международный акт — рекомендацию Международной организации труда «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 № 92. Из нее в российский кодекс перенесены основные принципы образования и функционирования органов примирения, среди которых:
- бесплатность;
- оперативность;
- одинаковое число представителей сотрудников и нанимателя в составе органов добровольного примирения;
- предоставление права инициативы в начале процедур обеим сторонам;
- письменное закрепление достигнутых соглашений.
При этом сторонам КТС также предоставлено право обращения в уполномоченный госорган в целях уведомительной регистрации спора. Таким органом является Роструд и его территориальные подразделения. Порядок обращения для уведомительной регистрации и процедура ее совершения установлены административным регламентом, утв. приказом Минтруда от 12.09.2014 № 635н.
Что включает рассмотрение разногласий примирительной комиссией?
При разрешении коллективных споров примирительные процедурыначинаются с создания соответствующей комиссии. Согласно п. 1 рекомендаций, утв. постановлением Минтруда от 14.08.2002 № 57, примирительная комиссия — это созданный на время орган по рассмотрению КТС.
В ст. 402 ТК и названных рекомендациях содержится ряд правил по организации ее деятельности:
- Срок образования комиссии:
- до 2 рабочих дней со дня начала локального спора;
- до 3 рабочих дней со дня начала спора на вышестоящих уровнях локального партнерства (к примеру, на уровне отрасли, субъекта России и т. д.).
- Оформление создания комиссии, в ходе которого составляются 2 документа:
- работодатель издает или распоряжение,
- работники принимают решение.
- Состав комиссии. Формируется комиссия на равноправной основе из представителей спорщиков. С учетом масштаба разногласий и сложности требований от каждой стороны предлагается от 2 до 5 представителей.
- Деятельность комиссии. В ходе работы:
- утверждается регламент;
- рассматриваются представленные спорщиками материалы;
- проводятся заседания комиссии, на которых обсуждаются все возможные варианты достижения результата, удовлетворяющего каждую сторону;
- по соглашению спорщиков принимается решение, которое оформляется протоколом и подписывается членами комиссии и представителями сотрудников и нанимателя (при достижении согласия не по всем вопросам и при отсутствии единогласного решения составляется протокол разногласий).
- Срок рассмотрения КТС составляет:
- на местном уровне — 3 рабочих дня;
- на иных уровнях — до 5.
Что включает урегулирование спора независимым специалистом и в арбитраже?
Эти этапы примирительной процедуры являются добровольными, но совершаются также в установленных рамках:
Отличия процедур |
Привлечение посредника |
Обращение в арбитраж или его создание |
Регулирование |
Ст. 403 ТК, рекомендации, утв. постановлением Минтруда от 14.08.2002 № 58 |
Ст. 404 ТК, рекомендации, утв. постановлением Минтруда от 14.08.2002 № 59 |
Начало этапа |
На следующий рабочий день после подписания примирительной комиссией протокола разногласий проводятся переговоры о привлечении посредника |
В один из следующих сроков проводятся переговоры о привлечении арбитража:
|
Правовое оформление |
Соглашение о рассмотрении КТС посредником или протокол об отказе одной или обеих сторон от данного этапа примирения |
При согласии сторон на обращение в арбитраж или его образование подписывается соглашение |
Участники |
Спорщики и посредник (независимый специалист, избранный работниками и работодателем самостоятельно или по рекомендации Роструда) |
Трудовой арбитраж, в состав которого входят трудовые арбитры (ими не могут быть представители работодателя и трудящиеся) и стороны |
Деятельность |
Посредник, избранный в течение 2 рабочих дней после заключения соглашения, оказывает помощь в разрешении конфликта путем организации конструктивного диалога спорщиков. По итогам деятельности подписывается соглашение или составляется протокол разногласий |
Трудовые арбитры проводят заседание, аналогичное судебному, на котором изучают представленные материалы, заслушивают стороны, исследуют заключения экспертов и разрабатывают рекомендации по вопросу спора. Итогом рассмотрения является вынесение решения |
Длительность этапа |
На локальном уровне — 3 рабочих дня, на иных — до 5 |
Таким образом, разрешение коллективных споров совершается с использованием примирительных процедур. На первом этапе из представителей сторон (членов профсоюза или аналогичного органа с одной стороны и руководителя организации — с другой) формируется примирительная комиссия. Если она не сумеет разрешить разногласия, стороны имеют право перейти ко 2-му этапу или отказаться от привлечения посредника. Аналогично складывается ситуация и с 3-м этапом: если привлечение независимого специалиста не принесло результатов или стороны изначально отклонили этот способ, представители работника и нанимателя создают временный трудовой арбитраж, обращаются в уже существующий либо отказываются от этого этапа.