Если такие ситуации попадают в поле зрения ФСС, то обычно ревизоры пытаются переквалифицировать отношения и провести взыскание неуплаченных взносов в судебном порядке.
ТК РФ содержит нормы, направленные против заключения договоров подряда или оказания услуг в целях регулирования фактических трудовых отношений. Однако очень часто договоры ГПХ применяются в целях маскировки, чтобы скрыть трудовые отношения. Противодействовать этому может не только трудовая инспекция, но и ФСС.
Договор оказания услуг, заключенный в названных целях, позволяет уходить от уплаты части страховых взносов. В таком случае начисляются только те, что связаны с обязательным пенсионным страхованием и ОМС, но «забывают» про взносы на случай временной нетрудоспособности, в связи с получением травм и в связи с материнством.
Если ревизорам ФСС удаётся выявить, что при заключении договора ГПХ на самом деле имелись трудовые отношения, то они могут обращаться в судебные инстанции. Об этом свидетельствует решение АС Кемеровской области от 12 апреля 2021 г. по делу № А27-26540/2020, Постановление АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2021 г. № Ф01-851/21 и Постановление АС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2021 г. № Ф04-6717/20.
Характерными признаками, выдающими маскировочных характер договора ГПХ, является отсутствие конкретных параметров. В первом случае организацией был заключен с физлицом договор оказания услуг, сроком действия на целый год, по которому исполнитель якобы должен был давать какие-то подозрительные устные консультации. По ряду признаков ФСС сделал вывод о наличии трудовых отношений и доначислил страховые взносы. Судьи поддержали Фонд.
Аналогичным образом выглядели и обстоятельства по другим делам. Основными признаками является отсутствие конкретного задания и сроков выполнения этапов работы.