Принцип работы системы «Платон»
Если расшифровать термин, получится «плата за тонну». Отсюда произошло сокращенное название системы «Платон». Главная ее функция состоит во взимании специальной платы с владельцев тяжелых грузовых транспортных средств для дальнейшего вложения этих средств в развитие, ремонт сети автомобильных дорог. Поскольку именно тяжелые ТС наносят покрытию наибольший урон, способствуют быстрому износу автодорог, то именно с такого транспорта и берется плата. Полученные деньги поступают в федеральный бюджет страны, а затем направляются на финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
Вторая и не менее важная задача системы заключается в выявлении недобросовестных перевозчиков грузов. То есть тех, кто работает «в серую» и не оформляет необходимые для транспортировки большегрузом документы.
Кто является плательщиком
Согласно требованиям Закона № 257-ФЗ перечислять государству плату обязаны владельцы грузового транспорта, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн (часть 1 статьи 31.1). Что именно понимается под такой массой? В целях взимания данной платы этот термин определен как масса снаряженного ТС в килограммах с грузом, водителем, а также пассажирами, которая указана в паспорте ТС (свидетельстве о регистрации ТС) в качестве максимально допустимой либо в одобрении типа ТС, или в свидетельстве о безопасности конструкции ТС (пункт 3 статьи 31.1).
Плата не берется при проезде по платным автодорогам. Если ТС принадлежит иностранным перевозчикам, обязанность по внесению платы возлагается на водителя либо владельца транспорта.
Кто не обязан вносить плату
Под действие Закона № 257-ФЗ попадают исключительно грузовые транспортные средства массой от 12 тонн. Не обязаны вносить плату следующие ТС (часть 7 статьи 31.1):
- Пассажирские ТС, которые предназначены для перевозки людей, кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов.
- Самоходные ТС с вооружением, военная техника, ТС ВС РФ и другой спецтранспорт, который перевозит военную технику или имущество, или вооружение.
- Специальный транспорт, который оборудован устройствами для подачи спецсигналов (световых и звуковых) и используется для осуществления деятельности полиции, военной автоинспекции, пожарной охраны, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб.
Порядок внесения платы
Вносить плату нужно только при передвижении по федеральным автодорогам общего пользования. Передвижение по платным дорогам этим взносом не облагается.
Регистрация в реестре
Для внесения платы собственнику ТС нужно пройти регистрацию в специальном реестре. Также в этом информационном регистре следует зарегистрировать соответствующее транспортное средство. Реестр системы взимания платы ведет оператор, которым, начиная с 2014, является ООО «РТИТС» (РТ-Инвест Транспортные Системы). Эта частная проектная организация, обеспечивающая разработку системы «Платон» и всю ее дальнейшую поддержку – от создания до эксплуатации и усовершенствования.
Согласно требованиям закона (Постановление Правительства РФ № 504 от 14.06.2013 года), ведение реестра осуществляется в электронной форме. Собственник может пройти регистрацию следующими способами:
- Через центры информационной поддержки.
- На сайте системы «Платон».
- При оформлении маршрутной карты через терминалы самообслуживания.
В соответствии с пунктом 5.1 ПП № 504 владелец ТС вправе открыть одновременно несколько расчетных записей. Их общее число не может превышать количество транспорта в собственности.
Бортовое устройство
После прохождения регистрации владельцу грузовых автомобилей безвозмездно выдается в пользование бортовое устройство. Это специальное оборудование, которое при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, фиксирует маршрут движения по автодорогам общего пользования. Комплектация такого бортового устройства указывается в его паспорте. Оператор закрепляет оборудование за соответствующим ТС. Если у собственника уже есть свое устройство, можно работать с ним. После того, как прибор установлен на автомобиль, можно рассчитывать плату и взимать ее автоматически, по мере передвижения транспорта.
Информация по каждому конкретному автомобилю обновляется каждые сутки. В том числе автоматически обновляются следующие данные:
- пройденный маршрут с указанием времени начала и окончания;
- планируемый с учетом маршрутной карты маршрут;
- платежные операции владельца с указанием суммы, времени поступления платы;
- платежные операции оператора по перечислению платы в бюджет;
- суммы платы к отсрочке и срок внесения отсроченных платежей;
- суммы долга (при использовании владельцем отсрочки).
Механизм списания платы
В соответствии с требованиями пункта 7 ПП № 504 еще до начала передвижения ТС, на котором установлено бортовое устройство, владелец грузовика обязан внести аванс. Величина предоплаты устанавливается с учетом протяженности планируемого маршрута и утвержденного Правительством РФ размера платы.
Затем по ходу передвижения тяжеловоза по автодорогам общего пользования и на основании данных, которые получены с бортового устройства, выполняется списание платы из суммы внесенной предоплаты. Уже после этого оператор самостоятельно перечисляет средства в бюджет. В некоторых случаях возможна постоплата, то есть отсрочка по внесению денег владельцем ТС.
Если по каким-то причинам установить бортовое устройство на транспорт не получилось, можно использовать разовую маршрутную карту. Она оформляется в электронной форме или «на бумаге» и не требует регистрации в системе. Тогда большегруз обязан строго соблюдать указанный в документе маршрут, а если потребуется его изменить, придется оформлять дополнительную карту.
Обратите внимание! Кроме того, обязанность по оформлению и оплате маршрутной карты перед выездом на маршрут возникает, если бортовое устройство было утрачено или неисправно.
Как вносить плату
Для удобства плательщиков предусмотрены разные варианта внесения платы. Сделать это можно следующими способами (по выбору):
- Со смартфона через специальное приложение.
- С официального сайта системы через Личный кабинет пользователя.
- Через терминалы (самообслуживания или агентские).
- В центрах информационного взаимодействия (открыты в крупных городах страны).
Удобнее всего вносить средства через Личный кабинет. Этот ресурс позволяет не только перечислять платежи, но и получать данные о системе, регистрировать ТС в реестре или исключать его, оформлять маршрутные карты, направлять обращения оператору и т.д. Кроме того, можно получать данные о достижении определенного баланса своей записи. Тогда при нехватке средств можно вовремя пополнить остаток. А предупреждении о низком балансе позволит вовремя получать информацию.
Вносить средства на расчетную запись владелец может безналичным путем, через электронные кошельки, через партнеров (Qiwi, Сбербанк, Элекснет), с помощью мобильного телефона, через мобильный и интернет-банкинг Сбера, банковской или топливной картой и т.д. Какой способ выбрать, собственник большегруза решает сам.
Размер платы
Базовый размер платы установлен в пункте 1 ПП № 504 и составляет 3,73 руб. за один пройденный километр пути. К этому показателю применяется коэффициент 0,51. С учетом индексации (149,44) и этого коэффициента с 1 февраля 2023 года по 31 января 2024 года установлен размер платы 2,84 руб. за один километр.
Величина платы повышается каждый год в соответствии с корректировками индекса потребительских цен в России. Следующее изменение ожидается с 1-ого февраля 2024 года. Уточнить актуальные данные по размеру платы, как и данные за прошлые периоды, можно на официальном сайте системы «Платон». На величину показателя не влияет экологический класс грузового автомобиля.