Причины и этапы введения в РФ маркировки товаров
Маркировка товаров для России не новшество. Уже действуют системы маркирования:
- алкогольной продукции — по закону «О государственном регулировании...» от 22.11.1995 № 171-ФЗ;
- лекарственных средств — по закону «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
С 2019 года требования об обязательности товарной маркировки введены и по отношению к другим товарам. Регулируют правила их маркирования:
- закон «Об основах государственного регулирования...» от 28.12.2009 № 381-ФЗ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ (подп. 3.1 п. 1 ст. 5 закона № 381-ФЗ).
Маркировка товаров нужна для того, чтобы избавить рынок:
- от продукции низкого качества;
- подделок;
- товаров, реализуемых с уходом от налогов.
Обязательная маркировка табачных и обувных изделий введена с марта и июля 2019 года соответственно. А с декабря к числу маркируемых добавляются (распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р):
- парфюмерная спиртосодержащая продукция;
- резиновые шины и покрышки;
- товары легкой промышленности — одежда и белье;
- фотооборудование.
Начало обязательной маркировки продовольственных товаров запланировано на июнь 2020 года. С этого момента обязательным станет маркировка молочной продукции.
Полный перечень предназначенных для маркировки товаров со сроками и кодами классификаторов приведен в таблице:
Добровольная маркировка непродовольственных товаров и молочной продукции в рамках эксперимента началась в России со второй половины 2019 года.
Распределение полномочий в системе маркировки товаров
Ключевые решения в сфере маркировки товаров принимаются Правительством РФ. Оно утверждает:
- список подлежащих маркировке товаров;
- правила и особенности процедуры;
- систему контроля за оборотом маркированных товаров и технических требований к ней;
- характеристики средств идентификации и правил их нанесения;
- технические требования к оборудованию, используемому при продаже товаров с маркировкой;
- порядок изъятия из оборота немаркированных товаров;
- размер оплаты за средства маркировки.
Регулирует все эти вопросы, кроме последнего, постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515. Вопрос размера платы за предоставление кодов маркировки решен в постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577.
Координировать создание и функционирование системы маркировки поручено Минпромторгу РФ (п. 6 Положения о системе мониторинга, утвержденного постановлением № 515), а оператором этой системы назначено ООО «Оператор-ЦРПТ» (распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р). Поэтому вопросы, касающиеся работы с маркируемыми товарами, следует адресовать указанным организациям.
ФНС России процедуру маркировки товаров не контролирует, но в связи с этим вопросом у налоговых инспекций возникает дополнительное основание для проверки правомерности использования налогоплательщиками систем ЕНВД и ПСН, поскольку с 2020 года маркировка товара становится условием непризнания торговли розничной в отношении некоторых видов товара для целей применения указанных систем.
Кто должен маркировать товар — производитель или продавец?
Маркировке подвергаются товары, выпускаемые в оборот. Под вводом в оборот понимаются (п. 2 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515):
- выпуск из производства;
- передача (как возмездная, так и безвозмездная);
- ввоз на территорию РФ через таможню;
- ввоз из стран ЕАЭС.
Сама же процедура оборота заключается:
- в хранении;
- транспортировке;
- получении (покупке);
- передаче (продаже).
Обязанность маркировки возлагается на участников оборота (п. 1 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515), т. е. на российских производителей и продавцов, в т. ч. ввозящих товар из-за рубежа.
Не подлежат маркировке (п. 3 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515):
- пробы и образцы для оценки их на соответствие необходимым требованиям;
- не предназначенные для продажи экспонаты выставок и ярмарок;
- товары временного хранения (в т. ч. на таможенном складе);
- товары, помещенные под процедуру таможенного транзита по территории ЕАЭС от места прибытия и до места убытия или до внутреннего таможенного органа;
- товары, составляющие иностранную или международную помощь;
- товары, продаваемые в магазинах беспошлинной торговли;
- продукция, находящаяся на хранении у ее производителей;
- товары, обращенные в доход РФ при их изъятии в соответствии с налоговым или таможенным законодательством;
- товары, предназначенные для уничтожения;
- товары, ввозимые в РФ физлицами для личного использования;
- товары, используемые в представительствах иностранных государств и международных, межгосударственных, межправительственных организаций.
Маркировка товаров и продукции — это нанесение участником оборота специальных средств идентификации (кодов, имеющих машиночитаемую форму) на товар, его упаковку или иной носитель в месте производства, хранения, упаковки или переупаковки (п. 4 Правил маркировки, утвержденных постановлением № 515).
Процедура маркировки товаров в России
Участнику оборота следует заключить договор с оператором на предоставление кодов маркировки. Типовые формы такого договора применительно к разным видам товаров утверждены Минпромторгом РФ.
Оператор обязан предоставить участнику оборота устройство регистрации эмиссии либо удаленный доступ к нему, поскольку именно через это устройство участник будет подавать заявки на получение кодов, а оператор направлять участнику сформированные коды. Типовые формы договоров на предоставление устройства также утверждены Минпромторгом РФ.
В заявке участник указывает код товара и количество кодов, нужных ему для маркировки, и может предложить свой вариант уникального кода идентификации. Код идентификации составляется из шифра кода товара и индивидуального серийного номера. Одновременно с ним оператор сформирует код проверки.
Нанести код идентификации на товар и передать сведения об этом в информационную систему через устройство регистрации эмиссии необходимо до выпуска товара в оборот.
Регистрирует участника в информационной системе оператор после заключения еще одного договора, типовая форма которого также утверждена Минпромторгом, и на основании заявления участника о регистрации. Зарегистрированный участник получает доступ к системе через личный кабинет. И через этот кабинет он сам или через посредника будет вносить в систему информацию об обороте маркированного товара.
Коды маркировки производители и оптовые продавцы должны указывать в сопровождающих товар документах (УПД, счетах-фактурах, накладных). Розничным продавцам придется оснастить кассовые аппараты устройствами для считывания этих кодов и заключить с оператором фискальных данных соглашение о передаче сведений об обороте маркированных товаров в информационную систему.
Ответственность за продажу товара без маркировки
Продажа без маркировки товаров, для которых эта процедура обязательна, влечет ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ. Это касается товаров двух видов:
- алкогольной и табачной продукции (пп. 3 и 4);
- прочих товаров и продукции (пп. 1 и 2).
Внутри каждого из видов ответственность разделяется на применяемую к производителям и к продавцам.
В отношении алкоголя и табака ответственность более серьезная — штрафы составляют:
- У производителей:
- для должностных лиц — от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.;
- юрлиц — от 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб.
- У иных участников оборота:
- для граждан — от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.;
- юрлиц — от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
По прочим товарам штрафы таковы:
- У производителей:
- для должностных лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
- юрлиц — от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
- У иных участников оборота:
- для граждан — от 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб.;
- должностных лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.;
- юрлиц — от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
Немаркированными считаются не только товары с отсутствующим кодом маркировки, но и с кодом, нанесенным неправильно или с нарушением порядка маркировки. В том числе это маркированные товары, сведения о кодах которых не внесены в информационную систему.
***
С 2019 года в России вводится обязательная маркировка ряда товаров. Кодировать товары предстоит производителям и продавцам, а передавать в систему сведения об их движении — всем участникам оборота. Продажа товара без маркировки или с кодами, не внесенными в информационную систему, влечет штраф с конфискацией предмета правонарушения.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Торговля».