Часть приведенных в Постановлении ноябрьского Пленума ВС РФ разъяснений посвящена вопросам, связанным с компенсацией морального вреда, причиненного вследствие некачественного оказания медицинской помощи. Указано, что суд, рассматривая исковые требования такого характера, должен установить ряд обстоятельств. К их числу относится факт выполнения всех возможных и необходимых действий, осуществляемых в целях оперативного и профессионального обследования, направленного на установление верного диагноза.
Суду надлежит установить, находилась ли организация обследования и процесса лечебной помощи в соответствии с порядком и стандартами оказания медпомощи, протоколами лечения. Нужно выработать верное и всестороннее отношение к установленным дефектам оказания медпомощи и определить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между правильностью осуществления диагностики и назначения лечения и ухудшением состояния пациента.
Обязанность доказывания наличия оснований для освобождения от ответственности в таких делах ложится на ответчика. Он должен убедить суд в отсутствии своей вины в предоставлении медицинской помощи, которая, по мнению истца, не отвечает принятым требованиям, и отсутствии вины в возможных дефектах помощи такого рода, приведших к появлению неблагоприятного результата.
На медицинское заведение возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания обоснованности различных действий, которые стали причиной появления морального вреда.
Кроме этого Пленум ВС дал разъяснения о том, что требования о компенсации морального вреда в ситуации нарушения прав пациентов в области здравоохранения, причинения вреда жизни или здоровью в ходе оказании медпомощи, могут исходить от членов семьи пациента, если некачественным оказанием помощи лично им причинены нравственные или физические страдания. Это может стать следствием нарушения их прав. Моральный вред в подобных случаях может выражаться в заболевании, которое появилось или обострилось в силу нравственных страданий, вызванных утратой родственника вследствие некачественного оказания медпомощи.
В Постановлении рассматриваются ещё и вопросы, касающиеся общих условий компенсации морального вреда, также и различные аспекты применения данного способа защиты в некоторых особых сферах.