Список входящих в систему страхования вкладов банков ведется специально уполномоченным на это органом — Агентством по страхованию вкладов. Как финансовые учреждения попадают в этот список, когда исключаются из него и какие последствия имеют эти действия, будет рассказано в статье далее.
Что такое реестр участников обязательного страхования вкладов?
Для повышения уровня доверия населения к банкам на законодательном уровне была установлена система страхования вкладов. Теперь каждый банк, который привлекает средства от физлиц, должен застраховать их на случай невозможности возврата денег их владельцам. Порядок страхования расписан в Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года.
При этом один из принципов, прописанных в законе, устанавливает обязательность страхования. Все банки, которые стали участниками системы, становятся на учет, данные об этом вносятся в специально созданный реестр государственного страхования вкладов (далее — Реестр). За его ведение отвечает Агентство по страхованию вкладов (далее — Агентство), являющееся государственной корпорацией.
Банк, вставший на учет, должен сделать доступной информацию об этом для своих клиентов. Причем Агентство может потребовать от банков, чтобы они размещали соответствующие сведения в помещениях, к которым имеют доступ вкладчики и другие категории клиентов.
Что дает физическим лицам информация о включении банка в реестр государственного страхования вкладов?
Когда физлицо собирается открыть депозит в банке и доверить банку свои сбережения, оно хочет быть уверенным, что эти деньги будут ему возращены. Однако банковская деятельность, как и любая другая, имеет свои риски, поэтому не исключено, что однажды банк потеряет свои активы и не сможет вернуть клиентам полученные о них средства.
Действующая система страхования вкладов позволяет вернуть вложения за счет фонда, накопленного из страховых взносов, уплаченных банками. Это означает, что гражданин, вложивший деньги в банк, который числится в Реестре, при наступлении страхового случая получит свои деньги обратно. Таким образом, информация о нахождении банка в Реестре может рассматриваться в качестве государственной гарантии возврата сбережений. Дополнительно тот факт, что банк включен в Реестр, означает, что его деятельность контролируется Агентством и Банком России, поэтому при совершении им нарушений в банковской деятельности информация об этом будет общедоступной.
Взаимодействие участников системы страхования вкладов
Как только банком оформляется разрешение на привлечение средств от физлиц, он включается Агентством в Реестр. Информация о выдаче разрешения попадает в Агентство от Банка России (именно он его выдает). Причем для обмена информацией учреждениям отводится всего 1 день после принятия соответствующего решения.
Кроме этого Банк России уведомляет Агентство:
- об отзыве лицензии,
- запрете на привлечение денег от физлиц,
- прекращении деятельности банка.
Как только информация такого рода поступает в Агентство, банк исключается из Реестра, а информация об этом подлежит опубликованию в СМИ, указанных в вышеупомянутом законе.
От самих же банков Агентство получает информацию об уплаченных ими взносах. Если при этом будут обнаружены нарушения, Агентство имеет право обратиться к Банку России с предложением принять соответственные меры.
Обязанности банков, застраховавших вклады
После постановки банка на учет в системе страхования вкладов у него возникают следующие обязанности (перечень касается только участия банков в системе страхования вкладов):
- Платить страховые взносы.
- Рассказывать своим клиентам о том, как будет выплачиваться им компенсация при наступлении страхового случая.
- Делать информацию об участии в системе страхования вкладов доступной для клиентов.
- Вести учет своих обязательств перед вкладчиками, чтобы быть готовым при наступлении страхового случая представить реестр требований Агентству.
Итак, каждый банк, получивший разрешение на работу с денежными средствами населения и включенный в Реестр, контролируется Агентством и Банком России. Как только принимается решение, запрещающее банку привлекать средства физлиц, он исключается из Реестра. Таким образом, присутствие банка в Реестре подтверждает, что в случае возникновения у него финансовых трудностей обязательства перед вкладчиками будут выполнены за счет страховых взносов, аккумулированных в системе страхования вкладов. С полным и актуальным списком входящих в систему страхования вкладов банков можно ознакомиться на сайте Агентства.