Оформление дома в собственность — это не слишком приятная, но необходимая процедура. Ведь если оформление дома в собственность не состоялось, юридически строение так и не будет принадлежать владельцу. Чтобы избежать многочисленных проблем, разберемся, как именно происходит такое оформление.
Типы оформления домов в собственность
Процедура оформления будет различаться в зависимости от того, какой именно дом необходимо поставить на учет в Росреестре. Можно выделить несколько типов домов, имеющих свои особенности при регистрации собственности:
- Дачи и садовые домики, построенные на специально выделенных для этого земельных участках.
- Дома, строящиеся по программе ИЖС.
- Прочие жилые строения.
Как происходит оформление дачного дома в собственность?
Дома на дачных участках и участках под ИЖС оформляются проще всего. Чтобы получить свидетельство, владельцу в этом случае потребуется следующий пакет документов:
- Заявление установленной формы.
- Квитанция о том, что пошлина уплачена (подлинник и копия).
- Паспорт (и доверенность, если заявление подает представитель владельца).
- по установленной форме о строении. В ней указывается характер дома, технические данные, номер участка по кадастровому плану и другая необходимая информация, установленная Минэкономразвития РФ.
- Документы на участок, где расположен дом: свидетельство (так называемая зеленка), кадастровый план и т. п. Если этих документов нет, придется сначала получить их и только потом оформлять собственно строение.
- Для дач и домов, построенных после 1 марта 2015 года, потребуется еще акт о вводе в эксплуатацию.
Со всеми этими документами нужно обратиться в местное отделение Росреестра, где после проверки и внесения записи в ЕГРП будет выдано свидетельство о регистрации права.
Как оформить дом, который не является дачей?
Оформление дома в собственность, если он не построен на дачном участке, намного сложнее. В том случае, если регистрируется право на дом, который был недавно построен, владельцу потребуются некоторые дополнительные документы:
- Технические документы на дом, выданные местным БТИ (как минимум кадастровый паспорт).
- Акт ввода в эксплуатацию.
- Решение местной администрации о присвоении адреса.
В остальном процедура оформления дома в собственность будет той же, что описана выше.
Несколько проще будет зарегистрировать дом, если он не строится, а приобретается. В этом случае у продавца на руках уже должны быть практически все необходимые документы, поэтому в Росреестре придется дополнительно предъявлять лишь сам договор купли-продажи.
Во сколько обойдется оформление дома в собственность?
Стоимость оформления дома в собственность зависит от того, занимается сбором и подготовкой документов сам владелец лично или же обращается в агентство, предоставляющее такие услуги.
В целом плата складывается из следующих расходов:
- Госпошлина за регистрацию. Для граждан она составляет 2000 рублей, для организаций — 22 000.
- Оплата услуг БТИ по оформлению технических документов на дом. Сумма зависит от региона, но обычно это не более 3000 рублей.
- Плата за оформление доверенности, если оформление идет через представителя. Стоимость зависит от региона и нотариуса, но не менее 1000 рублей.
Все это касается лишь случаев, когда оформлением занимаются сами граждане. Если же обратиться в агентство, суммы возрастут многократно: если речь идет о Подмосковье, к примеру, — 50-70 тыс. рублей и выше.