Когда нарушение ПДД считается повторным

14 августа 2019 Сехина Мария Александровна 0
Повторное нарушение ПДД - в течение какого времени оно считается таковым? Насколько более жесткие санкции ожидают недобросовестного водителя, если он нарушит правила дорожного движения не впервые? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Что такое повторное нарушение ПДД

Если подвергнутый административному наказанию (как человек, так и организация) совершает однородное правонарушение, оно признается повторным. Подвергнутым же административному наказанию правонарушитель, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, считается со дня, когда вступило в законную силу постановление о его назначении, до истечения 1 года с момента, когда такой акт был исполнен (например, уплачен штраф).

При этом законодатель в ст. 31.1 КоАП предусмотрел 3 варианта, когда вступает в силу постановление о назначении административного наказания:

  1. Если его не обжаловали — по истечении 10 суток со дня, когда виновный получил бумагу.
  2. Если постановление оспорили, но вышестоящая инстанция по жалобе/протесту его не отменила, о чем вынесла соответствующее решение, которое обжаловать никто не стал — через 10 суток. Подробный порядок обжалования постановлений об административных правонарушениях читатель найдет в другой нашей статье.
  3. Если описанное выше решение обжаловали, но суд постановление и первоначальное решение по жалобе оставил в силе — сразу, как только судья вынес окончательный вердикт.

Высшие судебные органы России информируют нижестоящие инстанции о том, какие именно нарушения стоит считать однородными. На момент написания статьи актуальна правовая позиция, закрепленная в постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и определяющая, что таковыми являются правонарушения, наказуемые по одной статье КоАП.

Для каких нарушений повтор усугубляет наказание

Законодательство об административных правонарушениях предполагает несколько вариантов ужесточения санкций в отношении злостных нарушителей, в зависимости от норм ПДД, которыми водитель периодически в течение года пренебрегает:

  1. Одни статьи КоАП предусматривают фиксированное наказание. Например, владельцу транспортного средства со стеклами, светопропускание которых не соответствует нормативам, по ч. 3.1 ст. 12.5 назначают штраф 500 руб. Казалось бы, повторный штраф за тонировку подразумевает ту же сумму, но так случается не всегда. Для водителя, который не оплатил квитанцию или не снял со стекол пленку, но вновь попался сотрудникам ДПС, законодатель предусмотрел ответственность уже по иным статьям КоАП (подробнее об этом расскажем ниже).
  2. Другие нормы законодательства об административных правонарушениях предусматривают несколько видов наказаний, либо одно с нижним и верхним пределами. К примеру, езда без государственных номеров грозит водителю, согласно ч. 2 ст. 12.2 КоАП, штрафом 5 000 руб. или лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев. Причем в этой статье нет части, предусматривающей за повторное нарушение ПДД отдельного наказания. Последнее, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП, учитывается как отягчающее обстоятельство, и потому злостному нарушителю из предложенных вариантов грозит более суровое наказание.
  3. Ряд статей КоАП за повторные нарушения предполагает отдельные нормы с более жесткими санкциями.

Распространенные ситуации повторных нарушений ПДД

Последние 2 варианта, применяемых к недобросовестным водителям, вновь попавшимся сотрудникам ГИБДД, более или менее понятны, но что грозит автолюбителю, который раз за разом нарушает статьи КоАП с фиксированной санкцией? Как правило, это владельцы автомобилей со стеклами, светопропускание которых не соответствует техническим регламентам, а также не оформляющие ОСАГО. Какие меры к ним вправе применить правоохранители и увеличится ли для таких граждан повторный штраф за отсутствие страховки или тонировку? Исход здесь зависит от нарушения, которое автолюбитель совершает, и его дальнейших действий.

Тонировка

Сотрудники ДПС взаимодействуют с водителями автомобилей, затонированных не по правилам, следующим образом:

  • автовладельцу предлагают в присутствии должностного лица ГИБДД снять пленку;
  • если гражданин соглашается, полицейские на свое усмотрение могут оформить протокол по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП или не делать этого;
  • если автолюбитель отказывается, он получает штраф 500 руб. и предписание убрать тонировку, не соответствующую нормативам; далее информация об этом попадает в базы МВД России.

Что значит повторное нарушение ПДД применительно к тонировке? Допустим, водитель снял пленку, но потом вновь затонировал машину не по правилам или просто проигнорировал предписание. Если его после этого вновь остановит автоинспектор, он уполномочен составить протокол по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, которая предусматривает штраф от 500 до 1000 руб. или административный арест до 15 суток.

Автовладельца, который спустя 60 дней с момента, как первоначальный протокол вступил в силу, не заплатит штраф, привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, что грозит ему одним из следующих наказаний:

  • штрафом 1 000 руб.;
  • административным арестом до 15 суток;
  • обязательными работами до 50 часов.

Таким образом, повторно выпишут штраф 500 руб. только водителю, который до этого добровольно снял тонировку при полицейских и оплатил квитанцию.

Отсутствие страховки

Законодатель рассматривает 3 ситуации, когда водители не имеют при себе документов об ОСАГО, в каждом из которых автовладельцу грозит наказание в соответствии с соответствующей нормой КоАП:

  1. Застраховал свою ответственность, но забыл бумагу дома (предупреждение или штраф 500 руб. по ч. 2 ст. 12.3).
  2. Оформил полис на непродолжительный срок, например дачный сезон, но сел за руль в другое время или передал управление человеку, не указанному в документе об ОСАГО (штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.37).
  3. Просрочил страховку или никогда ее не имел (штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37).

Важно! Согласно п. 2 ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности...» от 25.04.2002 № 40-ФЗ, после покупки автомобиля гражданин вправе ездить на нем без полиса ОСАГО до 10 дней.

При тех же обстоятельствах водитель может попасться автоинспектору и на следующий день, что уже считается повторным нарушением ПДД. Автолюбителя, который исправно платит штрафы, раз от раза ждет в этом случае одинаковое наказание. Однако такая выгода сомнительна, т. к. общая сумма в итоге может превысить стоимость страховки, не говоря о цене ремонта авто, поврежденного в ДТП, виновником которого оказался автомобилист без полиса ОСАГО.

***

В заключение осталось сказать, что законодатель ввел ответственность для нарушителей ПДД не просто так. Один человек, пренебрегающий правилами, так или иначе затрагивает интересы и остальных участников дорожного движения, что грозит причинить им ущерб.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Штрафы ГИБДД».