Особенности московской программы реновации жилья

04 августа 2017 Горбылева Елена Николаевна 0

Московская программа реновации жилья — одна из самых нашумевших инициатив властей — получила свое нормативно-правовое закрепление на уровне как федерального, так и местного законодательства. В предложенном материале рассмотрены ее особенности в сравнении с существующими проектами, направленными на изменение облика столицы.

Программа реновации жилья в Москве: понятие и нормативно-правовая база

Понятие программы реновации приведено ст. 1 закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав…» от 17.05.2017 № 14. Под ней нужно понимать нормативный акт московского правительства, определяющий перечень домов, в отношении которых будет проведена реновация. Сама же реновация представляет собой комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, развитие среды и предотвращение аварийности и опасного состояния жилищного фонда.

После принятия закона возникли сложности, связанные с учетом голосов жителей при голосовании по вопросам включения или исключения домов из программы реновации. Для их разрешения было принято постановление Правительства Москвы «Об учете мнения населения по проекту реновации…» от 02.05.2017 № 245-ПП, а затем в него были внесены дополнения постановлением Правительства Москвы от 11.05.2017 № 260-ПП.

На федеральном уровне завершающим звеном в фундаменте нормативно-правового регулирования развития застроенных территорий Москвы стал закон от 01.07.2017 № 141-ФЗ, внесший соответствующие поправки в закон «О статусе столицы РФ» от 15.04.1993 № 4802-I и ряд других нормативных актов страны.

Стоит сказать, что акты, принятые в 2017 году, отнюдь не первая попытка изменить облик столицы, избавиться от хрущевок и более эффективно использовать земельные участки. Почти десятилетие прошло с первой попытки реновации, ознаменовавшейся принятием постановления Правительства Москвы «Концепции программы реновации…» от 19.02.2008 № 117-ПП. Но тогда программа по большей части осталась на бумаге.

Сравнение программ реновации, капитального ремонта и сноса аварийного жилья

В российских городах в том или ином виде реализуются как минимум две основные программы в сфере благоустройства:

  • программа капитального ремонта;
  • программа сноса ветхого и аварийного жилья.

Программа же реновации столицы уникальна. Рассмотрим ее основные особенности в сравнении с вышеназванными проектами:

  • Масштаб. На данный момент в список включены более 1500 домов, и он будет пополняться. Для переселения жителей придется в общей сложности построить несколько десятков кварталов нового высотного жилья. Конечно, программа сноса аварийного жилья тоже масштабна, но в общей сложности по программе реновации в одной столице будет снесен и построен небольшой российский город. Для сравнения: по программе сноса аварийного жилья в Воронеже, городе с миллионным населением, в списках чуть более 400 двухэтажных домов.
  • Состояние сносимых домов. Очевидно, что программа капитального ремонта сноса не предполагает. Наоборот, ее цель — восстановление здания и поддержание его в безопасном для проживания состоянии. Программа сноса аварийного жилья предполагает переселение жителей, но только предварительно такие дома должны быть признаны непригодными для проживания. Программа же реновации не предусматривает такого статуса домов, достаточно того, что они относятся к первому периоду индустриального строительства или аналогичны таким домам по конструкции.

Особенности участия населения в реализации программы

Продолжая сравнение программ капитального ремонта и реновации, нельзя не отметить следующие моменты:

  • Учет мнения населения на этапе разработки. Средства массовой информации освещали целый ряд акций протеста против тех или иных пунктов будущего федерального закона, и надо признать, практически все пожелания жителей столицы были учтены. Остальные программы не получили такого внимания общества.
  • Включение в программу по инициативе населения. Многие горожане были бы рады включить свои дома в программу аварийного сноса, но на практике это весьма затруднительно. Обычно требуется не одна экспертиза, и никаких гарантий ее результата нет: дом вполне может быть признан пригодным для проживания, даже если его состояние внушает жителям опасения. До сих пор даже в крупных городах можно найти разваливающиеся двухэтажки, построенные в 40-х годах ХХ века, которые не числятся аварийными и даже ветхими. Что же до капитального ремонта, то эта строка появилась в квитанциях за коммунальные услуги без согласия населения.
  • Гарантии интересов населения. Программа реновации — первая, которая четко предусмотрела переселение горожан в рамках одного района города (или административного округа, если речь идет о Зеленоградском, Троицком и Новомосковском округах), при сносе же аварийных домов у жителей нередко возникают проблемы, которые они вынуждены решать в суде, так как застройщик предлагает жилье в самых отдаленных районах.

Сравнение программы реновации в столице и других городах РФ

Программа реновации жилья в Москве без преувеличения уникальна как по масштабу, так и по значению. Если результаты будут положительными, возникнет надежда на продвижение этой идеи в регионы, но на данный момент программ, равных по размаху московской, в России нет.

Однако есть небольшие проекты, которые тоже заслуживают внимания. Так же, как и в Москве, первые шаги в направлении развития уже застроенных территорий в 2008 году предприняли власти Санкт-Петербурга — была принята программа «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге». По ней предполагалось переселить больше 100 тысяч жителей и снести более 1500 хрущевок. Конечно, эти масштабы значительны, но до московских не дотягивают. К сожалению, можно уже сейчас сказать, что даже при меньшем размахе в Северной столице программа терпит крах. На текущий момент застройщики исполнили обязательства едва ли на 1% от запланированного и сдали не более 10 домов.

Принималась аналогичная программа и решением Архангельской городской думы от 02.09.2011 № 310. Изначально рассчитанная до 2013 года, она была продлена до 2016-го, но и сейчас рано говорить о ее полной реализации, а ведь масштабы тут были еще меньше.

Какими окажутся результаты программы в Москве, говорить пока рано, но то, что проект задуман как самый масштабный и дорогой, призванный стать первой ласточкой для других городов, бесспорно, и это едва ли не основная его особенность.

Как попасть в программу реновации?

Массовые акции населения в мае и июне 2017 года показали, что противников и сторонников реновации примерно поровну. Так, жители более 300 домой хотели попасть программу, зная, что их дома не попали в первые опубликованные списки кандидатов, и примерно столько же, наоборот, требовали исключения своих домов из списков.

Сразу после принятия закона № 141-ФЗ в сети появились утверждения, что с его принятием больше ни один дом не может попасть в программу или покинуть ее. На самом деле это не так. Ч. 2 ст. 3 закона города Москвы от 17.05.2017 № 14 прямо говорит о том, что жильцы вправе провести собрание и принять решение о выводе дома из программы, но сделать это можно до заключения первого договора на передачу городу квартиры в таком доме и получение нового жилья.

Так же ошибочно утверждение о том, что после окончания голосования, состоявшегося 15.06.2017, попасть в программу будет нельзя. Это мнение опровергается информацией предоставленной на официальном сайте московской мэрии, где прямо сказано, что жильцы могут провести голосование и предоставить акт, подтверждающий решение общего собрания собственников об участии в программе, в управу района. Мнения «молчунов» — непроголосовавших собственников и нанимателей — будут разделены пропорционально проголосовавшим. Однако нужно признать, что такие дома попадут лишь во вторую очередь программы, и никакой подробной информации о ней пока нет.

***

Итак, программа реновации жилья получила нормативно-правовые очертания. Безусловно, она является уникальным проектом как по масштабам, так и по бюджетной стоимости, а о результатах можно будет говорить не ранее сдачи первого жилья для переселенцев.