Земельный контроль - материалы проверки

04 октября 2017 Резникова Анна Евгеньевна 0

Земельный контроль - материалы проверки представляют собой пакет документов, составляемых в ходе и по результатам проведения проверки соблюдения земельного законодательства. Об особенностях земельного контроля и документах, оформляемых по его итогам, и расскажет предлагаемая нами статья. 

Земельный контроль — правовые аспекты

Согласно статье 71 ЗК РФ, государственный земельный контроль (надзор) — это совокупность мероприятий, проводимых в целях исследования соблюдения норм ЗК РФ, условий и целей использования земли, а также выявления и пресечения нарушений в сфере земельного законодательства. Проводится земельный контроль в форме надзора (статья 71 ЗК РФ), в рамках которого сотрудниками федеральных органов власти осуществляются периодические проверки участков землепользователей, а также в виде обследования (статья 71.2 ЗК РФ), предполагающего дистанционное наблюдение и анализ деятельности владельцев земли.

Статья 72 ЗК РФ также наделяет правом проводить контрольные мероприятия в отношении землепользователей органы местной власти. Порядок контроля и полномочия таких органов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в каждом регионе самостоятельно. При этом их сотрудники, согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 ЗК РФ, вправе лишь выявлять допущенные нарушения законодательства и составлять акты об обнаруженных нарушениях. Копии составленных актов подлежат направлению в течение 5 дней в федеральные органы, осуществляющие земельный надзор, для их проверки и принятия решения о привлечении виновных лиц к ответственности (применение мер административного воздействия на землепользователей не входит в компетенцию местной власти).

Надзорные органы и их компетенция

Разграничение компетенции надзорных органов проводится согласно положению, принятому постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.01.2015 № 1 (далее — Положение), согласно пунктам 2–5 которого контрольные мероприятия вправе проводить:

  1. Росреестр, проводящий проверки, касающиеся:
    • соблюдения целей использования земли, наличия правомочий лиц, владеющих участками, пресечения самовольного строительства и иного незаконного использования земель;
    • законности предоставления участков органами власти в собственность или аренду гражданам и организациям, наличия и правильности оформления правоустанавливающих документов на землю;
    • приведения участков в состояние, отвечающее разрешенным целям использования (контроль за сносом самостроя, рекультивацией земель и т. д.).
  2. Россельхознадзор, следящий за соблюдением:
    • требований сохранности плодородного слоя почвы, а также норм, касающихся применения пестицидов и удобрений;
    • правил мелиорации и защиты почвы от эрозии;
    • обязанностей пользователей земли по проведению рекультивации после выполнения строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ.
  3. Росприроднадзор, контролирующий соблюдение:
    • требований о предотвращении ухудшения состояния земли;
    • режима лесопользования и правил землепользования в прибрежных и водоохранных зонах;
    • обязанностей по рекультивации земель после разработки недр и строительства (сноса) объектов лесоразработки;
    • требований на запрет снятия плодородного слоя почвы.

Обследование земельных участков

Порядок обследования и перечень документов, составляемых по его итогам, определен правилами, введенными в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 18.03.2015 № 251 (далее — Правила). Согласно пункту 2 Правил, административное обследование предполагает систематическую работу, направленную на изучение состояния и методов пользования землей. Обследование проводится путем изучения документации о земельном участке, его владельцах и разрешенном режиме пользования (наличии ограничений, запретов и т. д.), а также сопоставления полученной информации с данными визуального наблюдения, результатами аэрофотосъемки и различных видов исследований (агрохимического, почвенного, токсикологического и пр.).

Проведение обследования не требует какого-либо согласования и предварительного оповещения владельцев земель, так как в ходе него не осуществляется взаимодействие инспекторов с правообладателями объектов земельных отношений. Проводится данная процедура, согласно пункту 7 Правил, преимущественно в отношении наиболее ценных земель, востребованных в гражданском обороте. Также особое внимание уделяется сельхозугодиям, используемым для селекционного животноводства и семеноводства.

Оформление результатов обследования

Согласно пунктам 8 и 11 Правил, при отсутствии нарушений со стороны землепользователей проверяющий орган составляет соответствующее заключение. При этом повторное обследование такого участка не допускается в течение 2 лет, а плановая проверка, согласно пункту 10 Правил, не может проводиться в течение 3 лет с момента проведения обследования.

В случае обнаружения специалистами, проводившими обследование, правонарушений готовится акт, в котором помимо информации об участке указываются способы проведения обследования в конкретном случае, а также перечисляются выявленные нарушения. Сам по себе такой акт не является основанием для привлечения к ответственности, однако в силу пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ служит поводом для проведения внеплановой проверки со стороны контролирующих органов.

Важно также помнить, что осуществлявший обследование орган власти, согласно пункту 12 Правил, обязан в течение 10 дней после проведения проверки опубликовать на своем ресурсе в интернете акт обследования либо заключение об отсутствии нарушений на обследованном участке.

Проверки землепользователей

Основной формой контроля соответствия деятельности землепользователей законодательству является, согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, проведение плановых или внеплановых проверок. Порядок их проведения регламентируется нормами ЗК РФ, упомянутого выше Положения, а также закона «О защите…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ, в рамках проведения проверок сотрудники надзорных органов имеет право письменно запрашивать у землепользователей информацию (документы):

  • о правах на земельные участки и имеющиеся на них объекты;
  • владельцах участков,
  • характере и видах осуществляемой производственной и иной хозяйственной деятельности;
  • пределах разрешенного использования земли;
  • иные сведения, относящиеся к предмету проверки.

В случае необходимости при предъявлении удостоверения и копии соответствующего документа (приказа о проведении проверки) уполномоченные сотрудники вправе осуществлять осмотр как самостоятельно, так и с привлечением специалистов в целях уточнения соответствия фактической деятельности землепользователей сведениям, обозначенным в правоустанавливающих документах, и требованиям законодательства.

Срок проведения проверки, согласно статье 13 ФЗ № 294, не может превышать 20 дней. Его продление допустимо лишь в случаях необходимости проведения сложных экспертных исследований, но допускается оно также не более чем на 20 дней.

Важно помнить, что каждая из 3 надзорных служб, согласно пункту 8 Положения, готовит отдельный план проверочных мероприятий, поэтому проверки по предмету надзора каждой из них не синхронизируются и могут проходить в разное время.

Плановые проверки

Согласно части 4 статьи 9 ФЗ № 294, контролирующими органами осуществляется ежегодное планирование проверочных мероприятий. Сведения о планируемых проверках общедоступны и размещаются на сайте Генпрокуратуры РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего плановому периоду.

В плане указываются:

  • наименования проверяемых организаций;
  • основания и цели осуществления контрольных мероприятий;
  • даты начала и общие сроки проверки;
  • наименование органа, проводящего проверку (если она совместная — всех осуществляющих ее органов).

О предстоящем контрольном мероприятии, согласно требованиям части 12 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен письменно (в бумажном или электронном виде) за 3 дня до его начала.

Согласно части 2 статьи 9 ФЗ № 294, плановые проверки каждой из служб не должны проводятся чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении землепользователей, согласно пунктам 4(1), 5(1), 10(1) Положения, каждой из надзорных служб применяется система определения рисков, в рамках которой землепользователю может быть присвоена умеренная или средняя категория вероятности допущения нарушений, на основании которой и определяется частота проведения проверок. При наличии средней степени риска проверки проводятся 1 раз в 3 года, умеренной — 1 раз в 5 лет. Категории риска присваиваются решениями соответствующих надзорных служб на основании приложений № 1 и 2 к Положению.

ВАЖНО! В силу требований пунктов 4(3), 10(4) Положения плановые проверки не проводятся, если в отношении землепользователя категория риска не установлена.

Внеплановые проверки

Проведение внеплановой проверки допустимо только при наличии веских оснований, перечень которых является исчерпывающим и содержится в пункте 6 статьи 71.1 ЗК РФ, а также статье 10 ФЗ № 294.

В частности, надзорные органы вправе принять решение о проведении такой проверки в случае:

  • неисполнения в установленный срок предписания надзорного органа, выданного по результатам предыдущей проверки (как плановой, так и внеплановой);
  • поступления жалоб, заявлений или иной достоверной информации о наличии нарушений со стороны землепользователя;
  • выявления в ходе обследования признаков нарушения земельного законодательства;
  • заявления самого землепользователя о выдаче ему лицензии или наделении его специальным статусом;
  • возникновения угрозы или нанесения вреда людям, растениям, животным, памятникам, безопасности государства, правопорядку либо осуществления землепользователем деятельности, создающей вероятность возникновения чрезвычайных происшествий, аварий;
  • непредставления в срок декларации об использовании участка, полученного по договору безвозмездного пользования на Дальнем Востоке (часть 23 статьи 8 закона «Об особенностях…» от 01.05.2016 № 119-ФЗ);
  • наличия у надзорных органов сведений об использовании сельхозугодий не по назначению в течение 3 лет (пункт 16 статьи 6 закона «Об обороте…» от 24.07.2002 № 101-ФЗ).

Внеплановая проверка может быть как документальной, то есть проводиться путем направления запросов и получения необходимых документов и сведений от владельца участка, так и выездной, в рамках которой проводится непосредственный осмотр земельного участка.

Уведомление о проведении проверки

При принятии решения о проведении внеплановой проверки оно, согласно части 9 статьи 10 ФЗ № 294, должно быть согласовано с местными органами прокуратуры. Согласование такого решения производится в день его поступления в местный орган прокуратуры.

Предмет согласования — соблюдение таких требований законодательства о проведении проверок, как наличие необходимых оснований и контрольных полномочий у надзорного органа и правильность оформления соответствующего решения о проведении проверки.

О предстоящей проверке, согласно части 16 статьи 10 ФЗ № 294, землепользователь должен быть уведомлен любым доступным надзорному органу способом не позднее чем за сутки до начала контрольных мероприятий. Однако стоит помнить, что проведение проверки допустимо и без предварительного информирования землепользователя, если на участке причиняется (или уже причинен) вред здоровью людей, животных, растений, природе, памятникам, либо в результате деятельности имеется вероятность возникновения аварий и ЧС (часть 17 статьи 10 ФЗ № 294).

Итоги проверки, образец акта проверки соблюдения земельного законодательства

По результатам проведения контрольного мероприятия (как планового, так и внепланового) составляется, согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, соответствующий акт, в котором фиксируются факт соблюдения требований законодательства при проведении проверки и ее результаты. При этом унифицированной формы для акта земельного контроля законом не установлено, поэтому государственные или муниципальные надзорные органы могут составлять подобные документы в произвольном виде.

Важно лишь проследить, чтобы в акте содержались необходимые реквизиты:

  • наименование органа, проводившего проверку;
  • наименование документа;
  • место, дата начала и время проведения проверки;
  • вид и форма проверки (документальная или выездная, плановая или внеплановая);
  • Ф. И. О. и должности сотрудников контрольных органов и специалистов, присутствовавших при проведении проверки;
  • сведения о собственниках (владельцах) проверяемого участка и иных лицах, присутствовавших при проведении проверки;
  • сведения о разъяснении прав и обязанностей лицам, чьи участки являются предметом проверки;
  • информация о наличии нарушений либо их отсутствии;
  • информация о возражениях со стороны землепользователя или присутствующих лиц;
  • сведения о вручении копии акта владельцу участка;
  • подписи лиц, проводивших проверку.

Образец оформления акта с использованием всех необходимых реквизитов вы можете скачать на нашем сайте.

Фиксация нарушений при проверке

Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ, при обнаружении нарушений со стороны землепользователя помимо акта составляется предписание об устранении нарушений. Основная цель составления данного документа — установление разумного срока для устранения допущенных нарушений. При этом предписание, в отличие от акта, имеет унифицированную форму, утвержденную приказом Минэкономразвития «Об утверждении…» от 26.12.2014 № 851.

В случае неисполнения требований, которые указаны в предписании надзорными органами, помимо привлечения к административной ответственности виновного лица может быть в силу требований статьи 54 ЗК РФ поставлен и вопрос об изъятии земельного участка, используемого не по назначению. При этом важно понимать, что изъятие участка, согласно пункту 1 статьи 54 ЗК РФ, возможно только при наличии судебного решения и применимо лишь в отношении участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.

***

Подводя итог, отметим, что процедура проведения проверок и требования к составляемой по их итогам документации жестко регламентированы целым рядом нормативных актов, что позволяет максимально упорядочить работу надзорных органов и защитить права землепользователей при проведении земельного контроля.