Что проверяет трудовая инспекция во время плановых и внеплановых проверок

23 января 2020 Горбылева Елена Николаевна 0
Что проверяет трудовая инспекция в ходе проверок (как плановых, так и внеплановых), должен знать любой работодатель: рано или поздно его посетят представители этого контролирующего органа. В статье расскажем, в каких случаях трудовая инспекция проводит проверки, что именно она проверяет и чем ограничиваются полномочия проверяющих при проведении аудита.

Плановые и внеплановые проверки: основания и цели проведения

Согласно ст. 360 ТК РФ проверки, проводимые трудовой инспекцией, бывают:

  1. Плановыми. Проводятся по определенному графику, составляемому и утверждаемому Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ). В соответствии с ч. 8 ст. 9 закона «О защите…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ такие проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года. План проверок размещается на сайте регионального подразделения Роструда. Например, график проверок, проводимых на территории Москвы, можно найти на сайте ГИТ в Москве.
  2. Внеплановыми. Проводятся вне установленного графика в следующих случаях:
    • по окончании срока для устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки;
    • при поступлении в трудовую инспекцию заявления о нарушении прав работников (посредством несоблюдения сроков выплаты заработной платы, уклонения от заключения трудового договора и пр.).

Цели проведения проверки:

  • оценка эффективности мер, направленных на соблюдение безопасности труда на рабочих местах;
  • оценка соблюдения работодателем требований нормативных актов, устанавливающих права работника;
  • консультирование работников и работодателей по отдельным вопросам соблюдения трудового законодательства;
  • выявление случаев нарушения прав работников.

Полномочия инспектора во время плановой проверки

Перечень полномочий инспектора при проведении проверки определен в п. 13 постановления Правительства РФ «Об утверждении…» от 01.09.2012 № 875. Согласно этой норме инспектор вправе:

  • посетить работодателя в любое время суток (при наличии у инспектора соответствующего удостоверения);
  • запрашивать документы, объяснения и прочую информацию у работодателя, его представителей, органов исполнительной и местной власти;
  • изымать для проведения анализа образцы материалов и веществ, обрабатываемых и используемых работниками в ходе осуществления ими профессиональной деятельности;
  • расследовать причины и обстоятельства несчастных случаев, произошедших на производстве;
  • выдавать работодателю предписания об устранении нарушений трудового законодательства и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших такие нарушения;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от исполнения трудовой функции лиц, не прошедших обучение и/или инструктаж по технике безопасности (в случае если они должны были его пройти);
  • накладывать запрет на использование средств коллективной и индивидуальной защиты, если характеристики таких средств не соответствуют нормативным требованиям;
  • составлять протоколы об административных нарушениях.

Контрольные листы для проведения плановой проверки

В соответствии с п. 8 постановления № 875 при проведении плановых проверок инспекторы ГИТ обязаны использовать проверочные листы Роструда (списки контрольных вопросов или, иными словами, чек-листы).

Форма листа, который должен применяться при проведении конкретной проверки, зависит от того, что именно проверяется. Так, чек-лист для проверки порядка оформления приема на работу будет отличаться от проверочного листа ГИТ по охране труда.

Формы контрольных листов для проведения проверки трудовой инспекцией установлены приказом Роструда «Об утверждении…» от 10.11.2017 № 655. Актуальные чек-листы ГИТ на 2020 год скачать можно на нашем сайте.

Ознакомившись с прилагаемыми формами, вы поймете, что именно будет проверять инспектор в ходе аудита, и сможете подготовиться к его проведению.

Чтобы подготовка была максимально эффективной, рекомендуем самостоятельно провести внутренний аудит процесса, который подвергнется проверке. Так, на нашем сайте вы можете ознакомиться с инструкцией по проведению аудита организации охраны труда на предприятии.

Перечень проверяемых документов

Законодательством перечень документов, которые могут быть запрошены при проведении проверки (как плановой, так и внеплановой), не регламентирован.

Это значит, что в ходе аудита инспектор может потребовать представить любые бумаги, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки, проводимой на предприятии.

Условно перечень документов, подлежащих инспектированию, можно разделить на три большие группы:

  1. Документы кадровой службы. К ним относятся:
    • трудовые договоры;
    • коллективный договор;
    • личные карточки работников;
    • штатное расписание;
    • должностные инструкции;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • график отпусков;
    • табель учета рабочего времени;
    • положение об оплате труда и пр.
  1. Документы бухгалтерии. Это:
    • расчетные листки;
    • ведомости на выплату заработной платы;
    • реквизиты лицевых счетов работников и пр.
  1. Документы по охране труда. Они включают:
    • положение о персональных данных;
    • журнал проведения инструктажа по технике безопасности;
    • документы о проведении обучения и прохождении медосмотров;
    • положение об аттестации.

Границы контроля при внеплановых проверках

При проведении проверки инспектор может действовать только в пределах предоставленных ему полномочий. Это значит, что существуют и ограничения, т. е. действия, которые инспектор совершать не может. Так, проверяющий не вправе:

  1. Запрашивать документы, образцы и прочую информацию, не имеющую отношения к объекту проверки. Например, в том случае, если проверка проводится в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания, ее предметом является подтверждение факта его исполнения (ч. 21 ст. 10 закона № 294). В соответствии с п. 3 ст. 15 закона № 294 проверяющий не может выходить за пределы предмета проверки. Это значит, что запрашивать дополнительные документы, не имеющие отношения к выданному предписанию, инспектор не вправе.
  2. Изымать у организации оригиналы документов.

Что делать, если запросили лишние документы

В том случае, если представитель ГИТ запрашивает документы, не имеющие отношения к предмету проверки, организация-работодатель вправе отказать в их представлении. Никаких штрафных санкций за такой отказ проверяющий налагать не вправе. Если же работодатель все же будет привлечен к ответственности за непредставление лишних документов, наказание можно оспорить в суде.

Примером успешного обжалования противоправных действий инспектора может служить постановление Архангельского областного суда от 09.03.2016 № 4а-57/2016. В ходе проверки по заявлению лица, проходившего на предприятии производственную практику, инспектор затребовал дополнительные документы, которые к оформлению практиканта никакого отношения не имели. Работодатель отказался исполнять требование, за что был оштрафован мировым судьей на 20 000 руб. по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Жалоба, поданная организацией в районный суд, была оставлена без удовлетворения. И только областной суд, рассмотрев все имеющиеся в деле документы, принял сторону работодателя и отменил принятое мировым судьей постановление о наложении на организацию штрафных санкций.

***

Итак, трудовая инспекция может проводить проверки деятельности организаций-работодателей как по графику, так и вне него. Перечень полномочий аудиторов регламентирован законодательно. Совершать действия, не входящие в этот перечень, проверяющие не вправе. В том случае, если инспектор запрашивает документы, не имеющие отношения к предмету проверки, организация вправе ему отказать. Считаться нарушением законодательства такой отказ не будет.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Проверка».

Источники:
  • Трудовой кодекс РФ
  • закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» от 01.09.2012 № 875
  • приказ Роструда «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» от 10.11.2017 № 655
  • постановление Архангельского областного суда от 09.03.2016 № 4а-57/2016