Профстандарт механика

27 мая 2017 Печиева Виктория Евгеньевна 0

Профстандарт механика как отдельный документ пока не принят, т. к. профессия эта встречается в различных отраслях. О том, где можно найти ее официальное описание, и пойдет речь ниже. 

В каких профессиональных стандартах упоминается должность механика?

Механиком именуется рабочий, занятый деятельностью по обслуживанию и ремонту технических средств, имеющий определенную квалификацию и профобразование. При этом название должности может быть составным, определяющим специализацию работника: автомеханик, авиамеханик, слесарь-механик, механик-техник, инженер-механик и т. п.

В профстандарте должность может рассматриваться:

  • как возможное название должности, в которой сотрудники могут исполнять описываемые функции;
  • в перечне базовых должностей, профессий, специальностей, которые перечисляются в дополнительных характеристиках обобщенной трудовой функции.

Термин «механик» как возможное название должности встречается в профстандартах:

  • механика судов,
  • судоводителя-механика,

При этом механики могут выполнять отдельные трудовые функции, предусмотренные профстандартами специалистов:

  • по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем;
  • подготовке и эксплуатации оборудования по производству полимерных наноструктурированных материалов.

Правда, названия используемых должностей в этих профстандартах будут иными (сотрудник может именоваться, например, инженером-механиком).

Ожидается также принятие профстандарта автомеханика. Соответствующий проект уже разработан и ожидает своего утверждения. Предполагается, что в его рамках будут описаны такие должности, как слесарь-ремонтник и техник (мастер) по ремонту.

Механик судов и его профстандарт

Профстандарт «Механик судов с ядерно-энергетическими установками, судов атомно-технологического обслуживания (всех категорий)» был утвержден приказом Минтруда № 222н от 11 апреля 2014 года. В нем можно встретить такие должности, как:

  • инженер-механик (либо старший инженер-механик),
  • механик АППУ (либо старший механик АППУ),
  • вахтенный механик (либо старший вахтенный механик),
  • главный механик,
  • вахтенный механик и др.

Обобщенные трудовые функции при этом предполагаются следующие:

  • эксплуатация технических средств на судах;
  • организация работ атомно-механической службы;
  • обеспечение ядерной безопасности экипажа.

Требование к образованию для допуска к исполнению всех этих трудовых функций одно — высшее образование на уровне специалитета в области эксплуатации судовых энергетических установок, которое должно быть получено в морском образовательном учреждении. Требования же к опыту работы (от 4 до 24 месяцев) разнятся в зависимости от того, на какую именно должность претендует работник.

Судоводитель-механик и его профстандарт

В профстандарте судоводителя-механика, утвержденном приказом Минтруда № 612н от 8 сентября 2015 года, речь идет о судовождении с одновременным правом эксплуатации оборудования, находящегося на судне. Все обобщенные трудовые функции по этому профстандарту могут выполнять капитаны-механики и их помощники. В список функций входят следующие:

  • управление судном;
  • эксплуатация его систем;
  • обеспечение безопасности на борту;
  • размещение груза на судне;
  • организация перевозки пассажиров и багажа.

К исполнению этих функций допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», дополненное специализацией «Судовождение с правом эксплуатации двигательной установки». Требований же к опыту работы в профстандарте не выставляется, есть только отсылка к положению о дипломировании членов экипажей судов.

Как видите, механик — профессия, имеющая широкое применение, поэтому гражданин, претендующий на должность механика, должен ориентироваться на требования профстандарта именно той области, в которой он собирается работать. Ведь в каждой из них требования индивидуальны как по опыту работы, так и по образованию (да и трудовые функции в каждом случае имеют свои особенности).