Правила внутреннего трудового распорядка бухгалтерии - 2020-2021

29 января 2021 Печиева Виктория Евгеньевна 0
Правила внутреннего трудового распорядка бухгалтерии 2020-2021 годов могут быть оформлены несколькими способами. Подробнее о них и об изменениях в правовом регулировании трудового распорядка вы узнаете из настоящей статьи. 

 

Общие положения о правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

Детальное регулирование трудоустройства, протекания рабочего процесса, порядка расторжения отношений между работником и нанимателем и ряда иных вопросов относится к компетенции работодателя и осуществляется на основании ст. 190 ТК РФ с помощью издания ПВТР. Правила являются локальным актом, поэтому издаются в свободной форме, но с некоторыми ограничениями:

  • Ряд вопросов, предусмотренных ТК РФ, обязателен к включению в правила. К примеру, обязательно закрепление информации о числах выплаты заработка (ст. 136), выходных днях (ст. 111), специальных перерывах (ст. 109), мерах поощрения и взыскания, режиме работы и отдыха (ст. 189) и др.

    Помимо сведений, которые обязательны к включению в ПВТР на основании закона, работодатель по своему усмотрению может осветить в них и иные вопросы. Обязать нанимателя регулировать не предусмотренные ТК РФ вопросы нельзя (например, см. апелляционное определение Московского горсуда от 28.08.2014 № 33-34135).

  • ПВТР издаются в описанном в ТК РФ порядке, включающем согласно ст. 372 учет мнения представительного органа. Если в организации отсутствует представитель трудящихся, нет профсоюза либо аналогичного органа, то учет не осуществляется и процедура сводится к следующим этапам:
    • принятие решения о создании ПВТР и поручение их разработки отдельным лицам или подразделениям организации;
    • разработка правил;
    • утверждение, которое сопровождается пометкой в документе об отсутствии представительного органа;
    • представление работникам для ознакомления.

Издание ПВТР в идеале должно осуществляться до принятия на работу первого сотрудника, тогда будет соблюдено требование ст. 68 ТК РФ. Но на практике это бывает проблематично, поэтому зачастую работодатель затягивает с принятием документа. Это рискованный шаг. Чем скорее с ним ознакомятся работники, тем быстрее начнут охраняться интересы организации, например при увольнении нерадивых трудящихся. 

Содержание ПВТР для отдельных подразделений на примере бухгалтерии

Структурные подразделения организаций обладают функциональной спецификой, касающейся в том числе и трудовых отношений с работниками. К примеру, различия могут выражаться в разных графиках работы:

  • посменном — для трудящихся на производстве;
  • нормированном рабочем дне — для сотрудников бухгалтерии.

Трудовой кодекс не предусматривает запрета на регулирование трудового распорядка в разных подразделениях отдельными ПВТР. Однако правила — это основной акт, в котором определяется статус работника и нанимателя, поэтому издание нескольких актов нецелесообразно: придется дублировать большую часть документа. Если возникает необходимость в специальном регулировании вопросов труда, то на практике ПВТР обычно дополняются специальным разделом.

Например, такой раздел может быть предусмотрен для трудового распорядка бухгалтерии организации. В него можно включить:

  • специальные основания и порядок поощрения (ежегодная премия бухгалтерам фирмы за безошибочное составление финансовой отчетности);
  • дополнение прав бухгалтеров допуском к коммерческой тайне;
  • установление в режиме рабочего дня приемных часов для посещения бухгалтерии иными сотрудниками фирмы;
  • введение обязанностей для бухгалтеров соблюдать дресс-код, использовать для работы только одобренные руководством компьютерные программы, не выносить рабочие материалы из здания, в котором расположена организация, и т. д. 

Изменения в правовом регулировании ПВТР

Правовое регулирование трудового распорядка достаточно стабильно. Незначительные изменения в формулировке понятия ПВТР произошли в 2006 году, а затем наступило затишье. Следующие поправки появились в 2016 году.

Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 348-ФЗ установлено, что с 2017 года работодатель имеет право (не обязан!) отказаться от принятия ПВТР или регулировать в документе не все указанные в ТК РФ вопросы при одновременном соблюдении 2 условий:

  • Наниматель попадает в категорию субъектов малого предпринимательства. К микропредприятиям на основании ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ относятся те работодатели, под началом которых работает до 15 человек (требуемая численность определяется как среднесписочная за прошедший год), не считая внешних совместителей.
  • Регулирование всех или части вопросов, по общему правилу включаемых в содержание ПВТР, должно быть вписано в трудовые договоры с каждым трудящимся на микропредприятии.

ВАЖНО! При отказе от ПВТР трудовые договоры оформляются в соответствии с типовой формой, введенной постановлением Правительства РФ «О типовой форме…» от 27.08.2016 № 858.

С тех пор никаких изменений в правила оформления ПВТР законодатель не вносил.

***

Итак, условия труда сотрудников бухгалтерии могут отличаться от общепринятых у работодателя, но нет необходимости закреплять различия в отдельных правилах трудового распорядка. На практике принято дополнять ПВТР отдельным разделом, действие которого будет распространяться исключительно на бухгалтеров. Но и законодательного запрета на введение 2 одновременно действующих правил нет.

Правое регулирование ПВТР в целом сводится к нескольким статьям ТК РФ, которые достаточно стабильны. Разрешение микропредприятиям не принимать правила распорядка, установленные законом № ФЗ-348, — первое нововведение в регулировании ПВТР почти за 10 лет. 

***

Больше информации по теме — в рубрике «Правила внутреннего трудового распорядка».

Источники: