Какие документы надо представить в Пенсионный фонд для оформления пенсии
Для получения пенсии гражданину необходимо собрать пакет документов и представить их в ПФР по месту жительства. В п. 6 ст. 21 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ говорится о том, что перечень документов, необходимых для установления пенсии, определяется Правительством РФ. Обратившись к Постановлению Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п, найдем в п. 19 список документов, которые гражданин должен подать в ПФР:
- заявление о назначении пенсии;
- документ, удостоверяющий личность, возраст и гражданство человека, претендующего на получение пенсии (паспорт);
- документы, подтверждающие периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж (трудовую книжку, трудовые и гражданско-правовые договоры, лицевые счета и ведомости на выплату зарплаты);
- прочие документы для подтверждения особых обстоятельств.
Упомянутая нами справка о заработной плате в Пенсионный фонд в списке документов не указана. Однако она упомянута в утратившем силу постановлении Минтруда от 27.02.2002 № 16. Тем не менее в Пенсионном фонде справку о зарплате продолжают требовать, и в списке документов, необходимых для оформления пенсии, вывешенном на сайте Пенсионного фонда, она фигурирует. Поэтому, невзирая на сомнения в законности требования о представлении справки о зарплате, разберем, какие сведения необходимо в нее включить и где ее раздобыть.
В каком случае нужна справка о зарплате
Пенсионному фонду необходимы сведения о среднемесячном заработке гражданина для расчета суммы пенсии. Такие данные с 2002 года содержатся в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде. Средний заработок до 2002 года можно рассчитать двумя способами:
- Исходя из данных персонифицированного учета за 2000-е годы. Справку о заработной плате в этом случае представлять не надо.
- Исходя из данных о среднемесячной зарплате за любые идущие подряд 60 месяцев работы до 2000 года. В этом случае необходимо принести справку о зарплате в Пенсионный фонд. Такой вариант расчета лучше использовать, если в 2000-х зарплата была маленькая, неофициальная или ее не было вовсе.
Где следует получить справку о зарплате
Справка о зарплате может быть оформлена бухгалтерией предприятия, где гражданин работал в выбранные для расчета пенсии годы. С просьбой о выдаче справки о среднемесячном заработке лучше обратиться, подав письменное заявление, составленное в свободной форме. Ст. 62 ТК РФ обязывает работодателя выдать справку в течение 3 дней с момента обращения работника. В данной статье ТК не уточняется, относится эта норма только к действующим работникам или и к бывшим тоже. Однако исходя из ситуации (и Роструд соглашается с данной позицией) можно сделать вывод, что бывшие работники имеют одинаковые с действующими права на получение сведений, непосредственно связанных с их работой.
Форму справки работодатель вправе установить самостоятельно с учетом необходимых сведений, которые в такую справку требуется включить. Скачать примерный бланк справки о заработной плате можно по ссылке в начале этой статьи.
Если предприятие, на котором гражданин трудился в прошлые годы, на данный момент не существует, можно найти правопреемников старой организации. Если таковые не найдены или отсутствуют, придется обращаться в архив по бывшему месту нахождения фирмы, где хранятся документы.
Как выглядит справка о заработной плате
У справки о зарплате нет утвержденного бланка, поэтому она заполняется в свободной форме, однако должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование и данные организации, где работал гражданин;
- личные данные (Ф. И. О., дату рождения) гражданина;
- период работы;
- помесячный заработок;
- наименование валюты, в которой производились начисления;
- общую сумму полученного заработка за весь период, указанный в справке;
- указание на то, что взносы в ПФР с выплаченных сумм перечислены;
- отдельно в примечании — сроки нахождения на больничном и в административном отпуске;
- документ, на основании которого выдана данная справка (это могут быть расчетные ведомости или лицевые счета работников);
- подпись руководителя и печать организации.
Помесячный заработок указывается с соблюдением следующих правил:
- в него включаются все виды выплат в рамках исполнения трудовых обязанностей: отпускные, больничные, премии, выплаты за сверхурочную работу, работу в выходные дни, по совместительству и так далее;
- в него не входят компенсации за неиспользованный отпуск, при увольнении и пособие по уходу за ребенком;
- при желании можно заменить неполные месяцы работы в связи с ее началом или окончанием, периоды отпуска по уходу за ребенком, ухода за инвалидом 1-й группы на месяцы, идущие до или после указанного периода.
***
Справка представляется в ПФР для расчета пенсии. Составить ее необходимо за пять подряд идущих лет работы до 2000 года, где будет помесячно расписан заработок гражданина. Получить справку можно на предприятии, где работник числился в указанные годы, или в архиве, если фирма ликвидирована.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Пенсия».