Ответственность административного характера
Нецелевым использованием бюджетных средств являются затраты на цели, которые не предусмотрены законом. Об этом говорит п. 1 ст. 306.4 БК РФ и в ст. 15.14 КоАП РФ, которой устанавливается размер административного штрафа, накладываемого на должностных лиц. Это сумма от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Привлекаются к ответственности и учреждения, а размер штрафа составит от 5% до 25% от суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению. Кроме этого контролирующие службы вправе вынести решение о взыскании с учреждения средств, потраченных не по целевому назначению.
Обычно нецелевое использование средств находят при:
- неправомерном расходовании фонда оплаты труда;
- отклонении от принятых целей расходов,
- выполнении ремонта, строительства, благоустройства территории.
Праздничные выплаты
В преддверии праздников многие руководители стремятся поднять настроение работникам своих учреждений и отделов. Самый желанный подарок в таком случае – это дополнительная денежная выплата. Если же выплаты делаются вне системы оплаты труда, то контролирующие службы сразу увидят в этом нарушение.
Так, в 2018 году Ленинградский областной суд рассмотрел дело № 7-876/2018. Основывалось оно на жалобе руководителя органа социальной защиты, которую сочли виновной в административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ. Руководителю был назначен штраф в 20 тыс. руб. Разумеется, она просила отменить решение о привлечении ей к административной ответственности.
Судом было установлено, что в 2017 году, на основании её распоряжений, делались выплаты из ФОТ работникам учреждения, приуроченные к самым разным праздникам, а также за подготовку документации к межведомственной проверке, сдачу норм ГТО, участие в фестивале и эффективную работу с населением. Проверка показала, что выплаты не были предусмотрены решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, сметой, трудовыми соглашениями с работниками.
В результате суд пришёл к выводу, что проверяющие верно квалифицировали праздничные выплаты в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Поэтому областной суд оставил жалобу без удовлетворения, а административное наказание без изменений.
Незаконное обогащение
К административной ответственности могут быть привлечены и коммерческие организации, ставшие участниками правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП. Это подтверждает дело № А07-25773/2021, которое было рассмотрено 30 мая 2022 года Арбитражным судом Республики Башкортостан. Администрацию сельского поселения привлекли к ответственности в силу выявления нецелевое использование бюджетных средств. Был назначен штрафа в размере 2 227,9 руб.
Выразилось правонарушение в том, что администрацией в пользу коммерческой организации, в рамках заключенного муниципального контракта, были оплачены работы, которые в реальности выполнены не были, а сумма оплаты составила 45 557,82 руб. Невыполнение работ было выявлено КСП в силу проведения контрольных замеров и подтверждено Актом.
КСП отправила администрации представление, в котором требовала вернуть средства, использованные не по целевому назначению. В результате администрация обратилась в суд с иском к организации. Но явный или мнимый исполнитель иск не признал, заявив, что администрация уже подписала акт приемки работ и не сделала никаких замечаний.
Суд доводы ООО отклонил и отметил, что требования администрации поселения к ООО следует квалифицировать в качестве взыскания неосновательного обогащения. Требования администрации поселения к ООО были удовлетворены, было наложено взыскание на сумму в 45 557,82 руб. и госпошлины.
Не так важна форма, как результат
Существенная часть всех споров, рассматриваемых в судах, имеет отношение к нецелевому и необоснованному использованию выделенных на ремонт финансовых ресурсов. В ходе рассмотрении подобных дел суды внимательно изучают, что в итоге получило учреждение и часто принимают сторону заказчика.
Дело № А78-724/2021 было рассмотрено Арбитражным судом Забайкальского края 29 июля 2022 года. Это произошло в силу того, что Федеральное казенное учреждение обратилось с жалобой на Управление Федерального казначейства (УФК), которое назначило ему административное наказание в качестве штрафа в размере 24 100 руб. по ст. 15.14 КоАП.
Материалы дела говорят о том, что учреждение заключило договор на сумму 482 000 руб. Она выделена для оплаты услуг по проведению ремонта кровли и стен хлораторной. В обязанность подрядчика входила заделка оконных и дверных проемов, демонтаж кровли и выполнение множество других работы. Закупка произошла в соответствии с планом-графиком, а оплата произведена по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
УФК сочла, что эти работы было необходимо профинансировать по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», что не было выполнено. По мнению УФК, это говорит о том, что произошло нецелевое расходование средств.
Суд проанализировал соответствие КВР и КОСГУ, и прочие нюансы выражения расходов по кодам бюджетной классификации.
В результате был сделан вывод о том, что неверное отражение учреждением в своём бюджетном учете затрат, по смыслу п. 1 ст. 306.4 БК РФ невозможно счесть нецелевым использованием бюджетных средств. Суд решил, что постановление УФК является незаконным и отметил его полностью.