Как оформить опекунство над недееспособным, каковы обязанности опекуна

18 июня 2017 Резникова Анна Евгеньевна 3

Оформление опекунства над недееспособным человеком — сложная, но зачастую необходимая процедура. В каком порядке устанавливается опека над человеком, лишенным дееспособности, и какие обязанности принимает на себя его опекун — об этом вы узнаете из данной статьи. 

Зачем недееспособному нужна опека?

После вступления в силу решения суда о лишении дееспособности человек теряет возможность самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности (подробнее см. «Как оформить опекунство над психически больным человеком?»). Для участия в гражданско-правовых сделках, а также для ухода и присмотра за недееспособным органами опеки назначается опекун.

Основные обязанности опекуна над недееспособным

Обязанности опекуна закреплены в Гражданском кодексе РФ (ст. 36), а также в ст. 15 закона «Об опеке и попечительстве»  от 24.04.2008 № 48-ФЗ (закон также регулирует вопросы установления опеки над несовершеннолетними). К числу основных обязанностей можно отнести:

  • совершение от имени и в интересах опекаемого всех необходимых сделок, направленных на удовлетворение его потребностей (приобретение продуктов, одежды, вещей первой необходимости и т. д.);
  • исполнение от имени недееспособного лица и за его счет возложенных на него обязанностей (например, уплата налогов за имущество подопечного);
  • забота о недееспособном человеке, уход за ним, помощь в быту;
  • защита прав и интересов опекаемого, в том числе в судебном порядке;
  • распоряжение пенсиями и пособиями подопечного, поступающими на номинальный счет опекуна, исключительно в интересах недееспособного и ежегодное составление отчета о расходовании этих средств;
  • распоряжение недвижимым имуществом недееспособного гражданина только с разрешения органа опеки и попечительства;
  • в случае выздоровления лица, лишенного дееспособности, опекун должен обратиться в суд с о признании его дееспособным и прекращении опеки.

По общему правилу обязанности по опеке выполняются безвозмездно, однако в ряде случаев закон предусматривает определенные выплаты опекунам. Кроме того, лица, взявшие под опеку недееспособных граждан, пользуются некоторыми льготами (подробнее см. «Какие льготы положены опекунам?»).

Процедура оформления опеки над недееспособным

После того как решение суда о признании недееспособным вступает в силу, оно в течение 3 дней направляется в орган опеки и попечительства. В течение месяца с момента поступления такого решения должен быть назначен опекун. Если этого не произошло, его обязанности временно возлагаются на сам орган опеки.

Следующий этап оформления — обращение в орган опеки гражданина, согласного оформить опекунство над недееспособным, с заявлением и необходимыми документами. Перечень таких документов предусмотрен постановлением Правительства РФ «Об отдельных вопросах…» от 17.11.2010 № 927.

Затем орган опеки и попечительства самостоятельно запрашивает ряд документов (справку об отсутствии судимости за преступления против жизни и здоровья; документы, подтверждающие наличие у будущего опекуна жилплощади и ее соответствие санитарным нормам и т. д.).

В течение 7 дней с момента подачи документов лицом, согласным взять недееспособного под опеку, уполномоченный орган проводит обследование его жилищных условий и составляет об этом акт. Задача такого обследования — определить, нет ли преград для назначения этого человека опекуном.

Заключительный этап — вынесение решения о назначении опекуна либо (в случае выявления каких-либо препятствий) заключения о невозможности заявителя быть таковым.

В таком же порядке оформляется опекунство над инвалидом (в том числе над пожилым человеком), если необходимость назначения ему опекуна вызвана не тяжелым физическим состоянием, а расстройством психики.

Какие документы должен представить гражданин для назначения его опекуном?

Заявитель, желающий оформить опеку над недееспособным лицом, должен представить:

  • паспорт;
  • справку о размере зарплаты за последний год и занимаемой должности (для неработающих — иные доказательства наличия дохода);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • свидетельство о браке;
  • согласие членов семьи на совместное проживание с подопечным, если он будет проживать вместе с опекуном;
  • документ о прохождении подготовки с целью становления опекуном (если имеется);
  • .

Необходимость подготовки большого числа документов при оформлении опеки вполне обоснована. Ведь опекун не только становится представителем подопечного в отношениях с иными лицами, но и берет на себя обязанности по уходу за недееспособным человеком. Поэтому важно назначить опекуном того, кто добросовестно справится с такой задачей.