Организация работы комитета по охране труда

10 декабря 2018 Тромбач Бэла Геннадьевна 4
Комитет по охране труда является органом управления на предприятии, который заведует охраной и безопасностью трудовой деятельности на производстве. Вопросы создания такого комитета в компании рассмотрим в статье. 

Что делать, когда в организации создается комитет по безопасности труда: основные этапы создания

Правовые основы функционирования комитета по безопасности труда на предприятиях заложены в ст. 218 Трудового кодекса РФ. Эта норма определяет, что инициаторами создания подобного комитета на предприятии могут быть как работодатель, так и трудящиеся, лично или в лице их представительного органа. При этом в состав комитета включаются:

  • представители от руководства организации;
  • делегаты от членов трудового коллектива или профсоюза.

В процессе создания комитета организационное и документальное оформление предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подача служебной записки или разработка обоснования создания комитета в организации.

    Служебная записка используется, как правило, если инициатором создания выступают члены трудового коллектива. В этом документе они одновременно предлагают образование комитета, обосновывают необходимость его организации.

    Если руководящая роль в организации комитета принадлежит администрации компании, то на практике в первую очередь готовится проект, концепция или же иной подобный документ, разъясняющий необходимость организации комитета. И в том и в другом случае в число документов могут входить проект приказа о создании комитета и проект Положения о комитете по безопасности труда, которые, как правило, именно на этом подготовительном этапе обсуждаются и корректируются.

  2. Издание приказа о создании комитета.
  3. Утверждение Положения о комитете. 

Приказ о создании комитета: как составить

Скачать форму приказа

Законодательство не закрепляет унифицированную форму для приказа о создании комитета по безопасности труда. Поэтому такой приказ составляется в соответствии с внутренними правилами кадрового делопроизводства конкретного предприятия по форме, принятой для подобного рода документов.

Все сведения, включаемые в приказ, можно разделить на две группы:

  1. Сведения, касающиеся кадрового оформления приказа, в их числе:
    • реквизиты предприятия;
    • дата, номер и краткое название приказа;
    • основания издания документа (ссылки на статьи нормативных актов и тезисы из внутреннего документа-обоснования создания комитета);
    • информация об ознакомлении с приказом поименованных в нем лиц;
    • подпись руководителя организации.
  2. Сведения, касающиеся содержания приказа:
    • распоряжение о создании комиссии;
    • утверждение состава комиссии;
    • назначение председателя и секретаря комитета (эта часть может отсутствовать, если дана ссылка на положение о комитете, в котором указанные вопросы делегируются членам комитета и решаются на первом заседании);
    • распоряжение о разработке и утверждении положения о комитете либо только об утверждении, если проект положения был подготовлен и согласован ранее;
    • список лиц, ответственных за исполнение поручений, и сроки исполнения;
    • назначение лица, контролирующего исполнение приказа. 

Типовое положение комитета по безопасности труда

Типовое положение о комитете по безопасности труда утверждено приказом Минтруда России от 24.06.2014 № 412н. Положение о комитете, являясь внутренним документом, разрабатывается каждой организацией самостоятельно с учетом особенностей работы отдельного предприятия, но основываясь на Типовом положении. Утверждает Положение о комитете руководитель организации.

Основные разделы, которые необходимо включить в Положение, следующие:

  • введение или общие вопросы;
  • законодательные основы деятельности комитета;
  • задачи комитета;
  • функции комитета;
  • полномочия комитета, направленные на выполнение поставленных перед ним задач;
  • права и обязанности представителей комитета;
  • заключительные положения.

Рассмотрим подробнее основные задачи комитета. 

Что является основными задачами комитета по безопасности труда

В п. 7 Типового положения о комитете перечислены базовые задачи этого органа, такие как:

  • подготовка пакета совместных мероприятий, проводимых представителями администрации, профсоюза и иного делегата от трудового коллектива и направленных на соблюдение законодательных требований по охране и безопасности трудовой деятельности;
  • проведение проверочных мероприятий по вопросам состояния условий и охраны труда на производстве, анализ причин производственных травм и профзаболеваний и на основании этого внесение предложений руководству компании по совершенствованию условий и охраны труда;
  • оказание помощи службе охраны труда предприятия по просвещению членов коллектива о состоянии условий и безопасности труда на местах работы, о вероятности причинения ущерба здоровью, а также о существующих компенсациях за работу в неблагоприятной рабочей обстановке и средствах индивидуальной защиты от негативных факторов производственной среды.

Наравне с перечисленными задачами Положение о комитете конкретного предприятия может включать иные задачи, исходя из специфики деятельности компании (например, задачи, направленные на минимизацию риска для небезопасных, травмоопасных работ).

В п. 8 Типового положения перечислены основные функции комитета, которые направлены на исполнение поставленных перед ним задач. Это список из 12 пунктов, среди которых, к примеру:

  • анализ предложений, предложенных представителями администрации или работников, с целью разработки рекомендаций по совершенствованию условий и безопасности труда;
  • оказание помощи работодателю в подготовке и проведении образовательных занятий по вопросам охраны труда;
  • другие. 

Кто организует работу комитета (план работы)

Исходя из поставленных перед комитетом задач и во исполнение заявленных функций, п. 9 Типового положения определяет круг полномочий членов комитета. Так, в процессе своей рабочей деятельности представители комитета имеют право:

  • получать данные о состоянии трудовых условий на предприятии, наличии негативных факторов производства, случаях травматизма или профзаболеваниях, принятых мерах по проблемным вопросам;
  • приглашать на заседания комитета и заслушивать представителей администрации, служб и отдельных трудящихся по вопросам безопасности на производстве;
  • вносить работодателю предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда;
  • принимать участие в разработке раздела коллективного договора, касающегося безопасности трудовой деятельности по темам, находящимся в ведении комитета;
  • давать руководству предложения по вопросам поощрения сотрудников за участие в мероприятиях по безопасности труда;
  • принимать участие в разрешении спорных ситуаций (трудовых споров) по вопросам, находящимся в компетенции и ведении комитета.

Комитет по безопасности труда самостоятельно организует свою работу, руководствуясь планом работ. Этот документ принимается на определенный период (год, полугодие, квартал и т. д.) на заседании комитета и утверждается его председателем. Рабочий план комитета представляет собой список вопросов, требующих решения, с перечнем запланированных действий и сроками их выполнения.

Таким образом, процедура организации работы комитета по безопасности труда на конкретном предприятии требует внимания к деталям и учета условий действующего законодательства. Общие рекомендации по организации комитета, отраженные в статье, помогут не допустить ошибок при его создании.