Договор оферты — что это такое простыми словами
Законодательное определение термина «оферта» приводится в ст. 435 Гражданского кодекса (ГК РФ), согласно которой это официально направленное одним лицом другому предложение о заключении соглашения на условиях, определенных отправителем.
Оферта обладает следующими признаками:
- Включает в себя условия, которые законом признаются существенными в отношении конкретного вида договора (поставки, купли-продажи и т. д.).
- Направляется конкретному физическому или юридическому лицу либо нескольким лицам с указанием индивидуализирующих их признаков.
- Выражает в полной мере готовность направившей ее стороны к тому, что при согласии второй (акцептовании) договор будет считаться заключенным.
Как видите, официальная трактовка этого термина не так просто для восприятия. Однако ответить на вопрос о том, что значит оферта, можно и более понятно: оферта — это письмо с предложением заключить договор.
При этом договор будет считаться заключенным с момента получения направившей оферту стороной акцепта (т. е. согласия на заключение договора, в соответствии со ст. 438 ГК РФ). Сам по себе факт направления оферты не свидетельствует о заключении какого-либо договора, а лишь выражает намерение и готовность отправителя сделать это.
Классификация оферт
Классификация предложений о заключении договора вытекает из положений ГК РФ и имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При этом оферты можно подразделить на разные виды:
- По кругу адресатов:
- направленные конкретной потенциальной стороне будущего договора;
- направленные нескольким конкретным лицам;
- направленные неопределенному кругу лиц (публичные).
- По срокам рассмотрения (действительности) для акцептования (принятия):
- действительные в течение срока, указанного в самой оферте;
- допускающие акцепт в установленные законом сроки (если иное не указано в предложении);
- предполагающие возможность акцептования в разумный срок, необходимый для этого (если точное указание сроков отсутствует в самой оферте или нормах законодательства).
- По возможности отзыва:
- безотзывные, каковыми они являются по общему правилу ст. 436 ГК РФ (т. е. оферту невозможно отозвать до истечения срока, отведенного для акцептования);
- отзывные, т. е. допускающие отзыв направившими лицами (такая возможность должна быть специально оговорена в тексте оферты).
Что значит публичная оферта - что это такое простыми словами
Ответ на этот вопрос дает ч. 2 ст. 437 ГК РФ. Согласно указанной норме, публичной признается оферта, которая адресована неопределенному кругу лиц (т. е. всем желающим). При этом она также должна озвучивать все существенные условия будущего договора и выражать очевидное намерение оферента к заключению сделки.
Говоря проще, это предложение всем желающим заключить договор на указанных условиях, при котором никому не может быть отказано в заключении и совершении соответствующей сделки. Если в предложении содержится указание на конкретные категории лиц, с которыми сделка может быть заключена, публичной офертой оно уже не является.
В качестве практических примеров публичных оферт можно привести размещение какого-либо товара на витрине магазина с ценником, размещение такого товара в каталоге интернет-магазина с указанием его цены и т. п. С другими примерами публичной оферты можно ознакомиться здесь.
Юридические последствия указания «не является публичной офертой»
Если в рекламных роликах, на билбордах, плакатах, печатной продукции рекламного характера имеется надпись о том, что изложенное в тексте не является публичной офертой - что это значит и для чего упоминается?
По общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 437 ГК РФ, реклама публичной офертой не является. Таковой реклама может быть признана лишь при наличии соответствующих признаков:
- Адресации любым лицам.
- Наличия существенных условий.
- Воли оферента к заключению договора.
Без всего этого упоминание о том, что представленный рекламный материал не является публичной офертой, освобождает разместившего его от заключения договора с любым обратившимся лицом. Материал такого рода можно рассматривать исключительно как рекламу. Если же в рекламе присутствуют указанные выше признаки, даже рассматриваемая приписка не освобождается лицо от обязанности заключить соответствующий договор на указанных в ней условиях.
На практике реклама, транслируемая по ТВ и по радио, обычно не содержит публичных оферт, т. к. в ней не раскрывается предмет договора, а это является существенным условием любой сделки. Например, при рекламе автомобилей в рекламе не указываются идентификационные признаки (VIN-коды, комплектация и т. д.), что не позволяет определить, продажу какого конкретно автомобиля осуществляет продавец.
***
Итак, оферта — предложение о совершении гражданско-правовой сделки на указанных в нем условиях. Если предложение адресовано неопределенному кругу лиц, то оно признается публичным. При этом реклама офертой не является, если не содержит ее признаков, установленных законодательством.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Оферта".