Как принимают в первый класс
Согласно пп. 14 и 15 Порядка, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32),в школу в первую очередь принимаются дети, которые проживают на территории, закрепленной за учебным заведением. Прием детей проводится в период с 1 февраля до 30 июня. При этом ребенка должны зачислить в школу в течение 7 дней после подачи родителями заявления.
После зачисления отказ в приеме ребенка невозможен!
Во вторую очередь школа ведет прием других детей, которые не проживают на территории, которая относится к учебному заведению. Прием ведется в случае наличия свободных мест в период с 1 июля по 5 сентября. При этом принимать таких детей школа может начать и до 1 июля, если все проживающие на ее территории дети уже зачислены.
Льготные категории
В самом Порядке не указано, какие категории детей имеют льготы при приеме в школу. Однако в п. 16 говорится, что льготы предоставляются согласно требованиям иных федеральных или региональных нормативных актов.
Речь идет о льготах только для детей, которые не проживают на территории деятельности конкретной школы — все проживающие на обслуживаемой территории дети, изъявившие желание учиться в школе по месту жительства, должны быть приняты без очереди или льгот, согласно ч. 3 ст. 67 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Что же касается льгот, то они обычно предоставляются:
- Детям, чьи совместно проживающие братья или сестры уже учатся в этой школе.
- Детям, родителям которых такое право предоставлено законодательством. Например, это касается сотрудников полиции и Росгвардии (ч. 6 ст. 46 ФЗ от 07.02.2011 № 3), военнослужащих (п. 6 статьи 19 ФЗ от 27.05.1998 № 76), других сотрудников правоохранительных органов, в том числе и бывших, например уволенных по причине заболевания, полученного на службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
- Другим льготным категориям детей, например тем, у кого родители судьи, прокуроры.
Что делать, если отказали в выбранной школе
В том случае если родители ребенка обратились в школу не по месту жительства и получили отказ в зачислении по причине отсутствия мест, такой отказ, если мест действительно нет, правомерен.
В этой ситуации родителям ребенка следует обратиться в отдел (управление) образования по месту жительства или в управление образования субъекта федерации. Соответственно, вопрос с поиском свободного места для ребенка в других школах решается этим органом. Но если вам отказали в зачислении в школу по прописке, то ситуация другая.
Ребенка не берут в школу по прописке
Нормы Порядка нацелены на то, чтобы такой ситуации не возникло в принципе. Так как школе известно количество потенциальных первоклассников, то планы приема (количество мест в школе) должны быть рассчитаны так, чтобы все проживающие в районе дети могли ее посещать.
Поэтому если ребенку в школе по месту регистрации отказывают в зачислении, при условии что документы поданы в срок и в полном порядке, это нарушение прав ребенка на образование.
Если же, к примеру, заявление было подано не вовремя, например после 30 июня, то школа к тому времени может принять других детей, не проживающих в данном районе. В этой ситуации уже принятого ребенка нельзя исключить из школы, поэтому родителям могут отказать по причине отсутствия мест. В этой ситуации необходимо обратиться в отдел образования населенного пункта, где вы проживаете, чтобы они нашли место в другой школе.
Куда жаловаться
При получении письменного отказа, мотивированного отсутствием мест при условии, что документы поданы надлежащим образом и вовремя, родители вправе подать жалобу на руководство школы, вышестоящему начальству (в отдел или управление народного образования) либо в надзорные органы, в частности в прокуратуру.
Отметим, что на практике далеко не всегда удается получить письменный документ об отказе в силу различных причин. Его отсутствие значительно осложняет процедуру признания факта нарушения со стороны администрации школы, чем и могут пользоваться недобросовестные руководители образовательных учреждений. Поэтому родителям важно иметь такой документ на руках.
Как правильно написать и подать жалобу
Вне зависимости от того, куда намерены обращаться родители, существуют общие правила составления жалоб. Документ должен состоять из четырех частей:
- Вводная (иначе шапка документа — указывается в столбик в правом верхнем углу листа). В ней приводится наименование организации, которой адресуется жалоба (инициалы и должность конкретного должностного лица), адрес организации, контактные данные заявителя: инициалы, адрес проживания, контактный телефон.
- Далее в описательной части документа после слова «жалоба» необходимо описать сложившуюся ситуацию, указать, какие действия предприняты родителями для зачисления ребенка в школу.
- В третьей — мотивировочной — части документа указывается, что ребенку было отказано в приеме (не были приняты документы либо допущены иные нарушения). Также здесь следует указать, почему родители не согласны с решением (действиями или бездействием) руководства школы. Также нелишне сослаться на нормы Порядка.
- В заключительной части необходимо указать, что требуется от органа, в который адресуется жалоба, чтобы восстановить ваши права. Например, провести проверку наличия свободных мест, обязать руководство школы произвести зачисление ребенка.
Составленную жалобу следует отнести лично в орган, в который она адресуется, или направить по почте. Срок рассмотрения — 30 дней. По результатам проверки вам должен быть выслан письменный ответ с указанием о том, какие меры приняты.
***
Порядок приема детей в 1-й класс прописан достаточно четко и призван обеспечить всех детей возможностью учиться по месту регистрации. В случае его нарушения и отказе в приеме ребенка родители могут добиться устройства детей в школу путем подачи жалоб на руководство образовательного заведения, обращения в прокуратуру и т. д.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Образование».