Апелляция ЕГЭ: предмет обжалования, нормативное регулирование
Порядок проведения ЕГЭ и, соответственно, подачи апелляций на его результаты утвержден совместным приказом Минпросвещения РФ и Рособрнадзора «Об утверждении …» от 07.11.2018 № 190/1512.
Согласно п. 96 Порядка апелляция (письменная жалоба участника тестирования) рассматривается специально создаваемой для этой цели конфликтной комиссией. В комиссии при рассмотрении жалобы вправе участвовать только те специалисты, которые не занимались организацией экзамена и проверкой ответов участников тестирования.
Родители и участники тестирования имеют право присутствовать на заседании комиссии. О его проведении они должны быть уведомлены не позднее чем за 1 день.
Участники тестирования вправе обжаловать:
- Правильность соблюдения порядка проведения тестирования. Соответственно, в апелляции указываются нарушения, допущенные членами экзаменационной комиссии при проведении тестирования.
- Количество выставленных участнику тестирования баллов.
ВАЖНО! Конфликтная комиссия, согласно п. 97 Порядка, не правомочна принимать и рассматривать апелляции по иным основаниям, таким как правильность заполнения экзаменационных бланков, содержание и структура экзаменационных заданий, полнота либо краткость ответа и т. д.
В зависимости от повода для апелляции различается порядок ее подачи и рассмотрения. Поэтому проанализируем процедуру подачи и рассмотрения обеих жалоб по отдельности.
Когда и где можно подать апелляцию ЕГЭ на нарушения при сдаче экзамена
Согласно п. 99 Порядка такая апелляция подается участником тестирования в день сдачи экзамена, не выходя из помещения, где он проводился. В какой форме подается апелляция на ЕГЭ? Она должна быть письменной.
Формы для подачи жалобы должны быть у комиссии, принимающей экзамен. Участнику тестирования необходимо получить 2 бланка данной формы, заполнить и передать уполномоченному представителю комиссии.
Для оперативности рассмотрения жалобы экзаменационная комиссия должна провести проверку по всем обозначенным в апелляции вопросам. По результатам проверки комиссией составляется заключение.
Апелляция и заключение в тот же день направляются в конфликтную комиссию, которая в течение 2 дней должна рассмотреть их и принять решение. При положительном решении результат ЕГЭ будет аннулирован, а участнику тестирования назначен другой день для сдачи экзамена.
Подача и рассмотрение апелляции по баллам. Могут ли снизить баллы на апелляции ЕГЭ?
Если участник тестирования не согласен с количеством выставленных ему баллов, ему или его родителю с документами, удостоверяющими личность, следует обратиться с апелляцией в ту образовательную организацию, которая допустила его к тестированию. Как узнать свои баллы, читайте в нашей статье «Результаты ЕГЭ - где посмотреть».
ВАЖНО! Согласно п. 100 Порядка на подачу жалобы отведены 2 дня, которые исчисляются с момента официального объявления результатов ЕГЭ по сданному предмету.
Жалоба оформляется также на бланках, которые должна выдать соответствующая организация. Апелляция составляется в 2 экземплярах. Руководитель образовательного учреждения, принявший ее, должен не позднее следующего рабочего дня передать ее в конфликтную комиссию.
Для проведения заседания комиссия запрашивает экзаменационный бланк заявителя и другие необходимые для рассмотрения вопроса материалы. В ходе заседания участнику ЕГЭ должен быть предъявлен его бланк с ответами, о чем с него берется расписка.
После этого комиссия и приглашенные эксперты по данному предмету проводят оценку правильности данных учащимся ответов.
По результатам рассмотрения комиссия может отказать апеллянту, и в этом случае количество баллов останется без изменений. В случае же положительного решения комиссия может как добавить баллы, так и уменьшить их исходя из оценки правильности решения того или иного задания.
Решение комиссии оформляется протоколом. Данный протокол в течение 1 дня направляется в центр тестирования для внесения соответствующих изменений в результаты конкретного учащегося.
***
Итак, что в Порядке проведения ЕГЭ четко расписан механизм обжалования результатов экзамена, что позволяет учащемуся оперативно добиться объективной и профессиональной оценки качества данных им ответов на экзаменационные вопросы.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Образование».