Срок обжалования акта
Порядок и сроки обжалования актов налоговых проверок и решений, принимаемых на их основе налоговыми органами, определены ст. 100, 139, 139.1 НК РФ. В частности, возражения на составленный акт, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, налогоплательщик может направить в письменной форме в течение месяца со дня его получения.
Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в совокупности с другими материалами и принять решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отсутствии в его действиях состава налогового правонарушения.
В случае несогласия с принятым решением его также можно обжаловать, но уже в вышестоящей инспекции. В таком случае до момента вступления решения в силу подается апелляционная жалоба (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ принятое решение вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения представителю налогоплательщика.
Основания для оспаривания акта налоговой
Основания для оспаривания решений налоговых органов делят на две группы:
- материальные — нарушения, допущенные налоговыми органами при исчислении сумм налоговых платежей или штрафов, необоснованное привлечение к ответственности и пр.;
- процессуальные — это нарушение процедуры проведения проверки и вынесения решения по итогам ее проведения.
При этом конкретные основания, по которым будет обжалован акт налоговой проверки или решение налогового органа, всегда определяются индивидуально для каждой ситуации.
Досудебный порядок оспаривания
П. 6 ст. 100 НК РФ гласит, что налогоплательщик, который не согласен с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, может направить возражения относительно содержания всего акта или его части.
Возражения направляются в орган, проводивший налоговую проверку. К возражениям прилагаются документы, обосновывающие правоту налогоплательщика. Возражения можно принести лично, направить по почте или по интернету, например через личный кабинет налогоплательщика.
Обращение в вышестоящий орган
В вышестоящем налоговом органе обжалуется не акт налоговой проверки, а решение налоговой инспекции, принятое на его основе. Жалоба может быть вначале апелляционной (если решение не вступило в силу), а затем обычной (на вступившее в силу решение).
Порядок подачи таких жалоб в целом похож. Согласно ст. 139 и 139.1 НК РФ и жалоба, и апелляционная жалоба подаются через тот орган, который принял решение. Налоговый орган, получив жалобу, обязан направить адресату ответ в течение трех дней.
Жалобы могут подаваться лично, по почте или через интернет.
Требования к жалобе
Жалоба составляется в свободной форме. Бланков нормами законодательства для таких случаев не предусмотрено. Однако перечень обязательных реквизитов и требования к содержанию жалобы перечислены в п. 2 ст. 139.2 НК РФ. Соответственно, в ней нужно указать:
- инициалы, адрес гражданина либо наименование и адрес организации;
- реквизиты обжалуемого решения;
- наименование инспекции, решение которой обжалуется;
- доводы, которыми лицо обосновывает свое несогласие;
- требования налогоплательщика;
- способ получения ответа (по почте или через интернет).
Образец жалобы
Образец жалобы вы можете скачать в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.
Обжалование акта налоговой проверки в суде
Перед обращением в суд налогоплательщику необходимо изучить требования п. 2 ст. 138 НК РФ. В нем говорится, что обратиться в суд заинтересованное лицо может только в случае соблюдения досудебного порядка обжалования. То есть прежде чем подавать заявление в суд, гражданам и организациям необходимо обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящей налоговой инстанции.
Обжалование решений налоговых органов производится в порядке, предусмотренном КАС РФ (для граждан) и АПК РФ (для организаций и ИП).
Как составить исковое заявление
Заявление в суд составляются по правилам ст. 125 и 126 АПК РФ организациями и ИП. Граждане при подаче административного иска должны ориентироваться на ст. 124-126 КАС РФ.
В значительной мере форма и структура иска похожи на жалобу, образец которой приведен в разделе «Документы и бланки» с той лишь разницей, что к заявлениям в суд предъявляются более жесткие требования и необходимо указать больший объем сведений.
К исковому заявлению также необходимо приложить документы, обосновывающие требования заявителя.
За обращение в суд взимается госпошлина. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ гражданину необходимо уплатить 300 рублей, а организации — 3 тысячи рублей.
***
Акты налоговой проверки обжалуются путем подачи на них возражений. Принятые на основании актов решения о привлечении к ответственности также обжалуются, но уже путем подачи жалоб. Воспользовавшись инструкцией в статье и приведенными в разделе «Документы и бланки» образцами вы сможете грамотно подготовить жалобу и восстановить нарушенные права.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговые проверки».