С 1 января 2015 г. НК РФ предусматривает осуществление такого вида налогового контроля, как налоговый мониторинг. Его предметом становится правильность установления, своевременность перечисления налогов и сборов, а также их полнота. Проведение налогового мониторинга на практике выполняется в силу получения доступа налогового органа к данным налогоплательщика.
Однажды установленный доступ впоследствии не прекращается. Это постоянная форма налогового контроля, обладающая длящимся характером. При этом, согласно норме п. 5.1 ст. 89 НК РФ, налоговые органы не могут выполнять выездные налоговые проверки за тот же период. Исключения предусматриваются только в некоторых случаях, особо оговоренных в законе.
Такая форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика на основании решения налогового органа. Однако доступен данный вид контроля не всем налогоплательщикам.
В соответствии с ч. 3 ст. 105.26 НК РФ, с заявлением о проведении налогового мониторинга могут обратиться организации, отвечающие следующим признакам:
- совокупная сумма налогов и сборов за год, предшествующий году обращения с заявлением, должна быть не менее 300 миллионов рублей;
- суммарный объем доходов за тот же период не менее 3 миллиардов рублей;
- совокупная стоимость активов на 31 декабря года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Периодом налогового мониторинга является год, следующий за годом, в котором было подано заявление о проведении налогового мониторинга.
Какие преимущества получают организации, перешедшие на налоговый мониторинг? Снижаются риски получения штрафов из-за нарушения налогового законодательства, которые вызывают убытки, поскольку требуют урегулирования спорных вопросов и исполнения предписаний налоговиков.
В случае проведения налогового мониторинга, спорные вопросы разрешаются иначе. При обнаружении неточностей, расхождений и обнаружении других недостатков налоговый орган уведомляет о том налогоплательщика. Организация, в установленный законом срок, даёт разъяснения. Если после их рассмотрения, либо при их отсутствии, налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении, налоговый орган должен составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ). Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
При применении налогового мониторинга важно участие грамотного налогового адвоката, способного выявить ошибку бухгалтерии и проверить действия налогового специалиста. За период использования такого метода он показал себя более прогрессивным способом, способным исключить многие негативные стороны выездных налоговых проверок и упростить взаимоотношение крупных налогоплательщиков и налоговых органов. По статистике, количество судебных споров снижается, поскольку данный режим предусматривает решение многих спорных вопросов на ранних стадиях их возникновения.