Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье.
Налоговые споры: стороны, предмет и виды
Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:
- налогоплательщики — предприятия и граждане;
- налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
- налоговые органы;
- таможенные органы.
Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов. При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.
Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:
- Исходя из предмета:
- дискуссии правового характера;
- конфликты по процедурам;
- споры о фактах.
- По инициатору разбирательства — споры, начатые:
- плательщиком налоговых сборов;
- налоговым органом;
- таможенным органом.
- Исходя из механизма разрешения налогового спора:
- в досудебном порядке;
- в суде.
Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов.
Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах
Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:
- Гражданский кодекс;
- Гражданский процессуальный кодекс;
- Кодекс об административных правонарушениях;
- Кодекс административного судопроизводства;
- иные законодательные акты.
При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:
- Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@;
- постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ» от 30.07.2013 № 57;
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утв. Президиумом Верховного суда 21.10.2015;
- постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» от 30.05.2014 № 33.
Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм
С 1 июля 2016 года предварительный претензионный механизм урегулирования несогласий является непременным для большинства гражданско-правовых споров в арбитражном процессе. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение исковых документов судом либо (в случае принятия заявления к производству) оставление его без рассмотрения. Так, обязательный претензионный механизм предусмотрен для разрешения налоговых споров следующих видов:
- По получению задолженности по налогам с физлиц (п. 1 ст. 48 НК РФ).
- По взысканию налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).
- Спорные вопросы по взысканию таможенных платежей (п. 3 ст. 150 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ).
- Обжалование документов фискальных органов (п. 2 ст. 138 НК РФ).
- Обжалование отказов в госрегистрации юрлиц и ИП (п. 1 ст. 25.2 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Досудебный порядок разрешения налоговых споров представляет собой механизм передачи жалобы или претензии вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий госорган и рассмотрение этой претензии. При этом нормативные требования налогового законодательства четко разграничивают подведомственность направления жалобы. Так, претензия на работу налоговой службы подается в вышестоящую инстанцию, а жалоба на несоответствующее поведение должностного лица — вышестоящему должностному лицу. Длительность разбора таких жалоб в некоторых случаях прямо установлена законодательно. К примеру:
- На рассмотрение жалобы на решения налоговой службы дается 1 месяц.
- Жалоба на отказ в госрегистрации юрлица или ИП должна быть разобрана в течение 15 дней.
Обжалование действий и актов налоговых органов
Досудебная процедура разрешения налоговых споров возможна в следующих формах:
- Возражения на акт проверки фискальной службой. В этом случае, в соответствии с нормами п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК РФ, проверяемый субъект или его представитель может на протяжении месяца с даты получения акта проверки направить письменные возражения на него в налоговую службу, приложив при наличии документацию в подтверждение своей позиции. Возражения можно представить как на весь документ целиком, так и на отдельные его положения.
Кроме того, в 10-дневный срок после окончания периода, отведенного для проведения дополнительных проверочных мероприятий, можно предоставить письменные возражения и на их результаты (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Возражения подаются через канцелярию соответствующего налогового подразделения или по почте. - Обжаловать решения налоговой службы о привлечении к ответственности (п. 2 ст. 138 НК РФ) можно через апелляционную жалобу (по не вступившим в силу решениям) и жалобу (по вступившим в действие актам).
- По нормам п. 2 ст. 138 НК РФ обжалуются действия (бездействия) и ненормативные акты налоговых органов. К ним, к примеру, относятся:
- отказ в возврате налогового перечисления;
- решение о блокировке счета;
- отказ в предоставлении налогового вычета и т. п.
Решение налоговых споров в суде
Важнейший вопрос, который требует прояснения присудебномразрешении налоговых споров, —подсудность. При этом следует иметь в виду, что вид налогового конфликта не имеет значения при определении суда, в который следует направлять исковое заявление.
Характеристики, по которым возможно определить подсудность налогового конфликта, следующие:
- Если спор носит экономический характер или возник из предпринимательской деятельности, то рассмотрение его производится арбитражным судом. Следовательно, арбитражному суду подсудны фискальные споры, стороной которых является коммерческая компания, а также гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если разногласия связаны с коммерцией.
- Если стороной разбирательства в области налогообложения является гражданин, то дело должно разбираться судом общей юрисдикции. Соответственно, иск к налоговой по первой инстанции подается в районный суд. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 245 ГПК РФ, заявление может быть подано как по месту нахождения налоговой службы (ответчика), так и по месту жительства гражданина (истца). Выбирает в этом случае истец.
За подачу иска уплачивается госпошлина в размерах, установленных положениями подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ:
- для граждан — 300 рублей;
- для предприятий — 2000 рублей.
Необходимо обратить внимание, что досудебный механизм обжалования по фискальным спорам является обязательным.
Ключевые моменты при разрешении налоговых споров
Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно остановиться на нескольких ключевых моментах, связанных с процедурой разрешения конфликтов в сфере налогообложения. А именно:
- Законодательная база, применяемая при решении налоговых разногласий, достаточно обширна, поэтому ограничиваться нормативными рамками Налогового кодекса нецелесообразно.
- Досудебный порядок разрешения налогового конфликта является не только обязательным, но и разумным, так как:
- не требует уплаты госпошлины;
- необременителен в оформлении (образцы жалоб есть на сайте ФНС);
- имеет сжатые сроки рассмотрения вопроса и исполнения решения по жалобе.
- Судебное решение спора в некоторых случаях эффективнее, хотя и невозможно без досудебных процедур. При этом особое внимание стоит уделить правильному определению того судебного органа, который будет рассматривать дело.
***
Таким образом, налоговые споры достаточно разнообразны, могут быть разрешены как в досудебном порядке, так и в суде. В зависимости от субъектов спора и характера правоотношений порядок разрешения спорной ситуации будет различен.