Материальная помощь бывшим работникам-пенсионерам так же, как и матпомощь другим лицам, законодательством в обязанность работодателю не вменяется. Единственный случай, когда можно говорить о неоспоримом праве действующих и бывших сотрудников на финансовую поддержку, — это наличие такого обязательства со стороны предприятия в коллективном договоре. Ниже мы рассмотрим порядок осуществления мер социальной поддержки и последствия ее оказания на налоговые и страховые обязательства организации.
Ст. 217 и 422 Налогового кодекса РФ и иные нормы о материальной помощи неработающим пенсионерам
Если действующим трудовым законодательством никак не урегулирован вопрос о социальных мероприятиях, то как же поступать и чем руководствоваться в таких случаях? Во-первых, как уже говорилось выше, обязательства по оказанию материальной помощи, в том числе бывшим сотрудникам, могут быть прописаны в коллективном трудовом договоре.
Во-вторых, каждая организация вправе издавать собственные локальные нормативные акты, которые будут обязательны для исполнения как работниками, так и руководством (ст. 8 Трудового кодекса РФ). Таким образом, сам работодатель разрабатывает документ, регламентирующий условия, порядок, виды и размер материальной помощи и руководствуется своим же внутренним правовым источником.
Наконец, разрозненные нормы о материальной помощи содержатся в различных законодательных актах. Например, в ст. 217 и 422 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Именно из этого источника можно определить, в каких случаях бывшему работнику-пенсионеру может быть выплачена материальная помощь, в частности:
- в случае смерти члена семьи пенсионера;
- в качестве компенсации пострадавшим в стихийных бедствиях или при других чрезвычайных обстоятельствах, а также при террористическом акте;
- в качестве компенсации за лекарства или санаторно-курортное лечение.
Порядок денежных выплат пенсионерам в связи с лечением, смертью родственника и иными жизненными обстоятельствами
Чтобы получить социальную помощь, бывший сотрудник должен написать соответствующее заявление в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить копии документов, которые подтверждают обстоятельства, ставшие причиной оказания социальной поддержки.
Если выплаты производятся из нераспределенной прибыли юридического лица, то перед изданием приказа руководитель должен получить решение общего собрания. Если помощь оформляется как текущие прочие расходы, то исполнительный орган имеет право самостоятельно распоряжаться указанными средствами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Основанием для начисления финансовой помощи будет являться приказ руководства. Форма его законом не установлена, поэтому используется привычный для конкретной организации бланк.
Сроки рассмотрения заявления, начисления и непосредственной выплаты материальной помощи могут быть установлены коллективным договором или иным локальным нормативным актом. В противном случае все перечисленные операции осуществляются в разумные сроки, так как вообще вся процедура носит добровольный характер.
Вопросы налогообложения и взимания страховых взносов в связи с материальной помощью бывшим работникам-пенсионерам
Что касается налога на прибыль организации, то расходы на денежную поддержку бывшим сотрудникам не упоминаются в НК РФ. Следовательно, учитывать данные выплаты с целью уменьшения доходов юридического лица нельзя.
По поводу налога на доходы физических лиц в законодательстве имеется следующая позиция. Несмотря на то что речь идет о бывших работниках, в случае оказания материальной помощи работодатель всё равно выступает налоговым агентом. Однако в силу п. 28 ст. 217 НК РФ от налогового бремени освобождаются денежные выплаты в размере не более 4 000 руб. в год.
Из п. 3 ст. 422 НК РФ следует, что в отношении неработающих пенсионеров от уплаты страховых взносов освобождаются только суммы компенсации за ущерб от стихийных бедствий, других чрезвычайных обстоятельств и террористических актов.
Таким образом, практически вся процедура оказания мер социальной поддержки бывшим сотрудникам оставлена на усмотрение работодателя. Только вопросы налогообложения и уплаты взносов во внебюджетные фонды регулируются законодательством. И здесь нужно отметить, что если нормами права предусмотрены какие-то льготы для бывших работников, то, как правило, они касаются лишь тех граждан, кто вышел на пенсию по старости или инвалидности.