Налог на имущество для пенсионеров РФ имеет ряд особенностей. В частности, отечественное законодательство среди льгот, положенных гражданам пенсионного возраста, оговаривает их право не уплачивать имущественный налог, хотя и не по всем имеющимся у них объектам.
Платят ли пенсионеры налог на имущество?
Налог на имущество для пенсионеров, которые имеют в собственности объекты недвижимости, в общем случае законодательством не установлен. Однако в 2014 году был принят ряд поправок к НК РФ, который несколько изменил порядок предоставления пенсионерам налоговой льготы.
Имущество пенсионера освобождается от налогообложения, если оно:
- находится в собственности пенсионера;
- не используется им в предпринимательской деятельности.
Перечень объектов, на которые распространяется льгота по налогу на имущество, содержится в п. 4 ст. 407 НК РФ и является исчерпывающим. т. е. вся остальная недвижимость подлежит налогообложению в обычном порядке. Также не получится воспользоваться льготой, если речь идет о дорогостоящих объектах, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн рублей (впрочем, эта информация актуальна для очень небольшого числа пожилых людей, живущих не пенсию).
А вот это может коснуться многих: по отношению к одинаковым видам имущества льгота будет предоставлена только по одному объекту. Выбрать, по какому именно, пенсионер может самостоятельно. Это значит, что пенсионер, владея, например, несколькими квартирами, статус «льготной» может получить только для одной из них — по его выбору. С остальных придется платить налог в установленном порядке. Правда, никто не мешает в этом случае воспользоваться имущественными налоговыми вычетами.
Если же вы владеете несколькими объектами, перечисленными в п. 4 ст. 407 НК РФ, но все они относятся к разным видам недвижимости (т. е. 1 квартира, 1 дача, 1 гараж и т. д.), то льготу можно получить по каждому из этих объектов.
Пенсионный возраст в РФ
В нашей стране действует ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в соответствии с которым пенсионерами признаются:
- женщины, достигшие 55-летнего возраста;
- мужчины в возрасте от 60 лет.
При достижении указанного возраста граждане могут рассчитывать на льготы, связанные с отменой имущественного налога.
Льготы по налогу
Закон от 09.12.1991 № 2003-1 ФЗ включает в себя правило, согласно которому все лица, переступившие черту пенсионного возраста и получающие пенсию в соответствии с национальным пенсионным законодательством, не должны платить имущественный налог в отношении помещений, строений и зданий, которые принадлежат им на основе права собственности.
Письмо Минфина РФ 04.03.2008 № 03-05-06-01/04 поддерживает эту норму: в нем чиновники приводят статьи, указывающие на отмену налога на имущество для граждан пенсионного возраста, которые получают пенсионные выплаты, установленные для них российскими законами.
Как действует налоговая льгота?
Описанные налоговые льготы принято называть уведомительными. Такие льготы не могут вступать в действие, пока гражданин не заявит о своих правах на них. Это означает, что после наступления пенсионного возраста налоговая инспекция продолжит начисление всех обязательных к уплате налогов и за их несвоевременную уплату будет взыскиваться пеня.
Перерасчет налоговых платежей в отношении объектов недвижимости, играющих роль объекта налогообложения, начнется только после поступления в налоговый орган уведомления в установленной законом форме о правах гражданина на оформление налоговой льготы в связи с достижением пенсионного возраста.
Как оформляется налоговая льгота?
Оформление гражданином, достигшим пенсионного возраста, налоговой льготы в отношении своего недвижимого имущества не может произойти без прохождения ряда взаимосвязанных этапов.
1. Сбор пакета документов
Перед визитом в налоговую инспекцию по месту нахождения или регистрации объекта недвижимости (см. письма ФНС РФ от 10.05.2011 № ЗН-3-11/1656@, УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 № 24-14/011623@) гражданину, перешедшему границу пенсионного возраста, потребуется собрать определенный пакет документов:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- пенсионное удостоверение (служит основанием для получения гражданином налоговых льгот, позволяет подтвердить факт получения пенсии и идентифицировать личность лица, обратившегося за оформлением льготы);
- ИНН;
- правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества, в отношении которого начисляется имущественный налог.
При необходимости должностное лицо налоговой инспекции разъясняет гражданину, какие документы он должен предоставить.
2. Составление заявления
Заявление — это документ, подтверждающий желание гражданина пенсионного возраста оформить льготы по налогу на имущество. Конкретных норм для формы заявки, подаваемой в налоговую службу, законом не установлено. Примерные бланки документов, на которые можно ориентироваться при оформлении заявки на получение налоговой льготы, граждане могут найти на официальном сайте ФНС.
Важно помнить, что заявление должно максимально полно и четко отражать ходатайство гражданина, а также содержать весь объем необходимой информации. Если гражданин, находящийся в пенсионном возрасте, не укажет в заявке на льготу необходимых данных, заявление будет возвращено для устранения существующих неточностей или ошибок.
Также заявление не должно содержать описок, фактических и грамматических ошибок. Документы, содержащие исправления, должны быть переписаны заново.
Налоговая принимает документы как написанные собственноручно, так и набранные с использованием всевозможных технических средств.
Содержание заявления для оформления налоговой льготы
Стандартное заявление пенсионера, желающего получить льготы по налогу на имущество, должно содержать в себе такие атрибуты, как:
- ФИО заявителя, обратившегося в налоговую службу;
- наименование руководителя государственного органа и полное название отделения налоговой инспекции, которому адресован документ;
- ИНН заявителя, достигшего пенсионного возврата;
- реквизиты паспорта гражданина, обратившегося в налоговую инспекцию с заявлением;
- адрес регистрации заявителя;
- описание вопроса, по которому подается заявление;
- способ получения ответа от налоговой инспекции (письменный ответ, фиксирующий результат рассмотрения заявления, вручается заявителю лично или направляется по почте);
- дата составления документа;
- личная подпись заявителя, составившего документ для оформления налоговой льготы.
3. Подача заявления
Подача документа производится в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества, для которого заявляется льгота (письма ФНС РФ от 10.05.2011 № ЗН-3-11/1656@ и УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 № 24-14/011623@).
Перед тем как отправляться в отделение налоговой службы, гражданину рекомендуется уточнить необходимую справочную информацию на официальном сайте государственной службы или позвонить по контактному телефону.
Например, может потребоваться уточнение у налогового инспектора времени приема документов и порядка перерасчета по налогу.
Процедура подачи документации и заявления может происходить:
- путем личного визита гражданина в отделение налоговой инспекции;
- с помощью почтового отправления, направленного по адресу налоговой службы по месту нахождения имущества;
- посредством электронного сообщения, отправленного через специализированный сервис на сайте ФНС РФ.
Личная подача документа
Пенсионер, который лично явился в налоговую службу для подачи заявления на льготы, обращается к дежурному инспектору ФНС, уполномоченному на принятие такого заявления.
После того как инспектор подтвердит личность заявителя, проверит пакет представленной документации и содержание заявления, он принимает документы, осуществляет их регистрацию и выдает заявителю документ, подтверждающий принятие бумаг на рассмотрение.
Отправка заявления почтой
Специалисты налоговой службы принимают и заявления на оформление льгот, поступившие к ним в виде почтового отправления. Собирая документацию для отправки, граждане должны помнить, что отправлять следует только копии документов, заверенные в порядке, предусмотренном отечественным законодательством.
При этом для заверки копий не требуется обращаться к нотариусу. В письме Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 указано, что заявитель самостоятельно может заверить документ: для этого ниже реквизита «Подпись» необходимо проставить заверяющую надпись «Верно», личную подпись, расшифровку подписи и дату заверки.
Если состав пакета документов, полученного по почте, не соответствует перечню всей необходимой документации или заявление содержит ошибки, документация возвращается заявителю. При этом налоговый орган разъясняет гражданину, что он имеет право на повторную подачу заявления, если устранит все недочеты и приложит недостающие бумаги.
Подача электронного документа
Электронные документы подаются гражданами через личный кабинет, где они регистрируются в соответствии с правилами, размещенными на официальном сайте ФНС РФ.
Для получения доступа к персональному аккаунту сервиса налогоплательщика нужно:
- отправиться в местную налоговую службу и пройти процедуру постановки на учет, по завершении которой пенсионеру будет выдана регистрационная карта, содержащая пароль и логин для входа в личный кабинет (чтобы зарегистрироваться, гражданину потребуется иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, и ИНН);
- оформить персональную электронную подпись;
- получить универсальную электронную карту.
4. Рассмотрение заявления и действия по перерасчету
После проверки представленной документации налоговый орган принимает решение о применении к гражданину льгот.
После того как льготы начинают действовать, налоговым специалистам требуется произвести перерасчет налога. В отношении лиц, которые обратились для оформления льгот несвоевременно, пересчет производится на период, не превышающий 3 лет.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что льготы по налогу на имущество для пенсионеров начинают действовать только после их надлежащего оформления. Для оформления же пенсионеру нужно подать соответствующее заявление в налоговую службу, дополненное необходимыми документами.