Часть 2 статьи 99 закона «Об исполнительном производстве» устанавливает ограничение для взысканий по исполнительному листу в размере 50% от заработной платы и иных доходов должника. Правило едино для всех россиян — и состоятельных, и бедных.
Д. Карамышев предложил дополнить норму положением, по которому после удержаний из всех видов доходов в личном распоряжении должника будет оставаться сумма, равная региональному прожиточному минимуму для соответствующей социально-демографической группы.
Резоны автора инициативы очевидны: если у человека нет ежемесячных средств в размере прожиточного минимума, он оказывается за чертой бедности, то есть в нищете. На то он и минимум.
Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект, датированном январем 2018 года, парировало тем, что в случае затруднения исполнения судебного решения должник может обратиться в суд за рассрочкой или отсрочкой погашения долга. При этом в пояснительной записке к законопроекту (зарегистрирован в Госдуме под № 303743-7) есть отсылка к судебной практике по данному вопросу: в 80% случаев суды отказывают заявителям в снижении размера удержаний, объясняя свое решение законодательным пробелом, содержащимся в статье 99 закона об исполнительном производстве. Этот пробел и предложил исключить автор инициативы.
Свой отрицательный отзыв кабмин подытожил тем, что реализация законопроекта не позволит соблюсти баланс интересов должников и кредиторов. Примечательно, что лидер «Единой России» Д. Медведев, бывший в то время главой правительства, а ныне занимающий пост зампреда Совета госбезопасности, недавно заявил: «Ни один человек в России не должен получать доход ниже прожиточного минимума».
Есть надежда, что законопроект депутата Карамышева Госдума отклонила не потому, что категорически против физического выживания должников, а в связи с тем, что в мае на рассмотрение нижней палаты парламента внесен новый законопроект единороссов, также преследующий цель обеспечения закредитованным согражданам гарантий получения прожиточного минимума.
Законопроект № 956530-7 от 14 мая 2020 года предусматривает более масштабные поправки в законодательство. В пояснительной записке его авторы ставят во главу угла обеспечение баланса гарантий действенной судебной защиты кредитора и защиты прав и законных интересов должника. Дождемся рассмотрения.
***
Больше информации по теме — в рубрике Кредиты и долги.