Что такое перерасчет коммуналки
Перерасчет коммунальных услуг — это процедура, по результатам которой управляющая компания пересматривает стоимость оказанных услуг за определенный период.
Как правило, такой перерасчет со стороны управляющих и ресурсоснабжающих компаний делается в сторону увеличения размера платежа. Граждане-потребители, наоборот, заинтересованы уменьшить сумму в ежемесячных квитанциях за коммуналку, но без оснований сделать это не получится.
Бывает, что коммунальщики имеют в базе ошибочные сведения, в соответствии с которыми и производят расчеты платежей. Существуют также иные причины, по которым возможно произвести перерасчет, тем самым существенно уменьшив расходы на оплату коммуналки. Например, у вас есть счетчик воды, а вы платили по среднему тарифу из-за ошибки, допущенной управляющей компанией.
Важно! Вся информация о поставляемых коммунальных услугах, порядке предоставления и тарификации размещена на официальном портале ГИС ЖКХ, где каждый абонент может в личном кабинете детально ознакомиться со всеми данными.
Какие есть основания для перерасчета
Как сказано выше, перерасчет может производиться исключительно при наличии оснований, например:
- отсутствие проживающих;
- изменение их количества;
- установка, поверка, замена приборов учета;
- непредоставление коммунальной услуги;
- подача коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Еще одна причина потребовать от коммунальщиков перерасчет состоит в изменении общей площади объекта жилой недвижимости. В соответствии с п. 5 ст. 15 ЖК РФ балконы, лоджии, террасы и веранды не входят в общую площадь помещения, а именно исходя из метража общей площади жилья начисляется плата за техническое обслуживание и в фонд капитального ремонта. Управляющие компании получают сведения из Росреестра, где общая площадь квартиры значится с учетом балконов и лоджий. Предоставив технический паспорт жилья в управляющую компанию, на основании ст. 15 ЖК РФ можно существенно уменьшить платежи за техническое обслуживание и в фонд капремонта.
Если в квартире никто не проживает
Даже если квартирой никто не пользуется, полностью освободиться от оплаты коммуналки не получится. Производить взносы за капремонт и платить за техническое обслуживание и централизованное отопление придется.
Чтобы остановить начисления за прочие коммунальные услуги, потребуется заранее обратиться в управляющую компанию с заявлением. В большинстве случаев, если граждане обращаются в организацию с подобным заявлением, коммунальщики для подстраховки устанавливают пломбы на инженерные коммуникации, если жилище не оборудовано приборами учета, чтобы исключить несанкционированное использование ресурсов на период отсутствия хозяев.
При наличии счетчиков представители ресурсоснабжающей компании просто составляют акт в присутствии хозяев, куда вносятся текущие показания. Таким образом, если владельцы квартиры планируют отъезд на определенный период, показания приборов учета не изменятся. Подтверждать сведения об отсутствии проживающих придется регулярно, в противном случае коммунальщики при отсутствии информации о показаниях приборов учета переведут абонента на тариф по количеству прописанных человек.
Если отъезд был незапланированным и оповестить коммунальные службы возможности не было, а сама квартира не оборудована приборами учета, обратиться с заявлением об изменении размера платежей за коммунальные услуги можно после приезда. Кроме заявления потребуется представить доказательства своих требований. Такими доказательствами могут быть:
- Посадочные талоны, транспортные билеты, в которых указаны даты поездки и данные пассажиров.
- Отрывной талон временной регистрации гражданина, выданный в гостинице по месту пребывания.
- Акт о непроживании, заверенный в управляющей компании.
- Выписка из больницы.
Таким образом, при наличии доказательств того, что в определенный период в квартире никто не проживал, можно добиться проведения перерасчета отдельных коммунальных услуг. Следует помнить, что даже если у абонента имелась переплата, денежные средства на руки никто не вернет — излишне оплаченная сумма пойдет в счет будущих платежей.
Уменьшилось количество жильцов
Делать перерасчет в случае уменьшения количества проживающих имеет смысл лишь на те услуги, которые предоставляются с учетом количества прописанных человек. Например, размер оплаты за централизованное отопление не изменится ввиду уменьшения количества жильцов, так как данная коммунальная услуга предоставляется, исходя из площади.
Если квартира оборудована счетчиками, то вне зависимости от количества жильцов оплата производится на основании показаний приборов учета. Однако даже при наличии счетчиков при уменьшении количества жильцов можно снизить коммунальные затраты, например, за вывоз бытового мусора. Расчет данной коммунальной услуги производится исходя из количества проживающих, поэтому если количество жильцов уменьшилось, следует обратиться к региональному оператору по выводу ТБО с заявлением на перерасчет и подтверждающими документами.
Были поставлены некачественные услуги
К сожалению, самостоятельно определить качество предоставляемых коммунальных услуг не получится. Даже если из крана льется ржавая вода, а температура в квартире в отопительный сезон лишь ненамного превышает уличную, для того чтобы доказать, что коммунальщики предоставляют услуги ненадлежащего качества, потребуется привлекать экспертов.
Только наличие документа от уполномоченной на проведение экспертизы организации дает потребителю право обратиться к коммунальщикам с требованием произвести перерасчет платежей.
Однако на практике осуществить это достаточно сложно. Мало того, что получателям некачественных коммунальных услуг придется самостоятельно потратиться на проведение экспертизы, не всегда удается найти виновных. Например, жильцы жалуются на низкую температуру в квартире в зимний период, при этом отопительная компания ссылается на то, что на подаче в дом поступает горячая вода установленной нормативами температуры. Достаточно распространено явление, когда жильцы устанавливают индивидуальные вентили на обогревательные элементы, при этом перекрытие вентиля нарушает систему циркуляции всего стояка.
Услуга отсутствовала
Коммунальщики зачастую выставляют счета на оплату, даже если услуги по факту оказаны не были. Наиболее распространенная ситуация — техническое обслуживание ВДГО (внутридомовое газовое оборудование). Граждане платят за обслуживание ВДГО установленную плату, при этом специализированная организация обязана проверять состояние газовых приборов несколько раз в год, проводя ремонтные работы при необходимости.
Регулярное обследование газовых приборов, вентиляционных каналов, проведенные работы по устранению неисправностей подтверждаются актом. На практике компании выставляют счета за обслуживание ВДГО, даже если услуги не предоставлялись, например, жильцы попросту не проживали длительный период в квартире.
Если плата за коммунальную услугу выставлена, но при этом услуга по факту не предоставлялась, следует обращаться в управляющую компанию с требованием сделать перерасчет. В случае отказа можно обратиться:
- В Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора (раньше — Госжилинспекция);
- Роспотребнадзор;
- прокуратуру.
Если контролирующие органы выявят нарушения, компанию обяжут произвести перерасчет платы за услуги, а в случае неоднократного пренебрежения обязанностями коммунальщикам грозят серьезные последствия — от значительных штрафов до отзыва лицензии.
Были установлены счетчики
При установке приборов учета ситуация проста. После установки абоненту следует обратиться с заявлением в ресурсоснабжающую организацию с просьбой опломбировать установленные приборы с последующим начислением платы за услуги исходя из показаний счетчиков, а не по количеству проживающих человек.
Необходимо регулярно предоставлять в управляющую компанию показания приборов учета, в противном случае в соответствии с постановлением Правительства «О предоставлении…» от 06.05.2011 № 354 у коммунальщиков возникает право перевести абонента обратно на норматив при отсутствии сведений о показаниях с внутридомовых приборов учета.
Не учтены льготы и субсидии
Ряд граждан имеет право на получение государственной поддержки в виде субсидирования расходов ЖКХ. Чаще всего такая помощь выражается в денежном варианте, когда гражданин получает от государства компенсацию на оплату коммунальных услуг. Размер субсидирования различается по регионам. Оформлением документов и начислением денежных выплат занимаются органы социальной защиты населения.
Таким образом, производить перерасчет на основании субсидирования в большинстве случаев не требуется, за редким исключением. Например, одиноко проживающие граждане преклонного возраста имеют право на получение льготы до 100% на уплату взносов в фонд капитального ремонта. Если пенсионер по достижении определенного возраста своевременно не обратился в региональный фонд капремонта, то сделать это можно позднее, дополнительно подав заявление с требованием перерасчета платежей на основании льготы.
Порядок действий для получения перерасчета
Чтобы наверняка получить желаемый результат, сократив коммунальные расходы, в первую очередь необходимо соблюсти определенный алгоритм действий:
- Выяснить, куда обратиться.
- Подготовить заявление и сопутствующие документы, подтверждающие право гражданина на снижение платы за коммуналку.
Выясняем, куда обращаться
В тех ситуациях, когда коммуналка приходит в едином платежном документе, абоненту в любом случае придется первоначально обратиться в организацию, управляющую многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ТСН или ЖСК). Результат такого обращения будет зависеть от договора между управляющей компанией и организацией, предоставляющей тот или иной коммунальный ресурс. Если проведение перерасчетов абонентам вне компетенции управляющей организации, то заявителя отправят непосредственно к поставщику коммунальных услуг.
Пишем заявление
Обращения такого рода осуществляются письменно. Следует составить заявление и отправить его коммунальщикам заказным письмом либо отнести в организацию лично в двух экземплярах с обязательным проставлением штампа входящей корреспонденции на копии заявителя. К заявлению прикладывают копии документов, подтверждающие законность требований обратившегося.
Унифицированной формы заявления не предусмотрено. Документ составляется в свободном формате. В некоторых организациях предусмотрены готовые бланки с заполненной шапкой, где остается лишь дописать собственные реквизиты. Ответ на заявление коммунальщики обязаны предоставить в течение 30 дней.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Коммунальные услуги».