Что такое претензия в страховую компанию
Понятия КАСКО не содержится в действующем российском законодательстве. Слово casko от испанского «шлем, каска». Под КАСКО понимается добровольное страхование транспортного средства от потенциального имущественного ущерба, в том числе кражи (подробно о нем рассказано в другой нашей статье).
К данному виду страхования применяются общие правила, устанавливаемые:
- гл. 48 Гражданского кодекса РФ;
- законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона 4015-1, правила добровольного страхования, к которому относится и КАСКО, устанавливаются страховыми компаниями самостоятельно. Соответственно, для определения понятия претензии необходимо обратиться к правилам конкретного страховщика.
В общем виде претензия по КАСКО — это требование лица, чье право нарушено, направляемое в компанию, в которой застраховано транспортное средство.
Форма и образец претензии по КАСКО в страховую компанию также могут быть утверждены локальными актами конкретной компании.
При этом данный документ важно отличать от уведомления (сообщения) о наступлении страхового случая и заявления о выплате страховки. Первое, как правило, необходимо направить в кратчайшие сроки (но не позднее 1–2 суток) для того, чтобы поставить страховщика в известность о наступлении страхового случая. Второе же направляется для того, чтобы страховщик знал о притязаниях страхователя на страховое возмещение.
Виды претензий по КАСКО
Претензии различаются по видам, в зависимости от оснований их подачи, при этом выгодоприобретатель по КАСКО имеет целый ряд оснований для их направления.
Таковыми, к примеру, могут стать ситуации, когда:
- результат оценки и, соответственно, размер страхового возмещения не устраивает застрахованного по объективным причинам (т. е. есть основания полагать, что страховая занижает размер страхового возмещения);
- поданное заявление о страховом возмещении не рассмотрено по существу в установленные сроки;
- страховщик отказывается компенсировать ущерб;
- страховщик отказывается осуществить компенсацию по страховке на основании экспертизы, заказчиком которой стал заявитель;
- ремонт автомобиля в авторизованном страховщиком сервисе выполнен некачественно или в результате его проведения транспортное средство утратило товарную стоимость.
Это лишь примерный перечень, поскольку на практике могут возникать и другие спорные моменты между страховой компанией и застрахованным лицом либо выгодоприобретателем по договору страхования.
Содержание и образец претензии
Локальные акты страховщиков чаще всего не регулируют вопросы составления претензий такого рода со стороны застрахованных лиц и не утверждают образцов таких документов (хотя возможны и исключения). Именно поэтому перед подготовкой документа целесообразно обратиться к страховщику и узнать, существуют ли утвержденные им образцы претензий в страховую компанию по КАСКО.
Однако в любом случае страхователь вправе заполнить претензию в свободной форме (даже если у страховщика предусмотрен ее утвержденный бланк).
В претензии должна содержаться следующая информация:
- наименование страховщика;
- сведения о заявителе (Ф. И. О. или наименование, сведения об адресе, контактные данные);
- реквизиты договора страхования;
- описание обстоятельств, явившихся основанием для обращения в страховую фирму (наступления страхового случая);
- суть претензии — конкретное требование, которое заявитель просит удовлетворить;
- указание на нормы закона, подтверждающие законность требования;
- дата составления претензии с подписью обратившегося гражданина.
Образец претензии в страховую компанию по КАСКО от застрахованного лица можно скачать по ссылке:
Порядок и сроки направления претензии
Передача претензии страховщику может быть осуществлена следующими способами:
- Посредством личного визита в страховую компанию. При этом на экземпляре заявителя необходимо проставить штамп о получении документа страховщиком.
- Почтовым отправлением — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
- Посредством электронного документооборота, в соответствии со ст. 6.1 закона № 4015-1 (через соответствующий сервис официального сайта страховой компании в сети Интернет).
Конкретный способ направления может быть указан в договоре страхования или правилах добровольного страхования транспортных средств.
Срок рассмотрения претензии и направления ответа на нее, как правило, составляет 30 календарных дней, но может быть и иным, поскольку устанавливается внутренними правилами страховщика. При этом исчисляться он начинает со дня получения документа компанией.
При неудовлетворении претензии заявитель может подать иск в суд. Следует учитывать, что досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен законом, однако может быть предусмотрен договором страхования.
***
Таким образом, претензия по КАСКО:
- Представляет собой требование лица, чье право нарушено, направляемое страховщику, у которого транспортное средство застраховано.
- Не имеет законодательно утвержденной формы, поэтому его содержание следует из внутренних правил страхования и общих правил делопроизводства.
- Может направляться страхователем, выгодоприобретателем или застрахованным лицом.
Способ направления данного документа определяется сторонами в договоре, следует из правил страхования или выбирается заявителем по своему усмотрению из доступных вариантов. Составить его максимально грамотно поможет образец претензии по КАСКО, представленный по ссылке выше.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.