Основания для проведения МСЭ
По новым правилам направление на медико-санитарную экспертизу (МСЭ) передает в специализированное бюро по ее проведению одно из следующих учреждений:
- медицинская организация;
- орган социальной защиты;
- орган пенсионного обеспечения.
Гражданин, в отношении которого предполагается провести МСЭ, дает свое согласие на отправку направления. Личного посещения бюро для подачи заявления не требуется.
Срок передачи документов в бюро МСЭ — три дня. Дата получения документов считается днем, с которого гражданину устанавливается инвалидность. Обе стороны — отправляющая документы и получающая их — должны соблюдать требования законодательства о персональных данных и врачебной тайне.
Рассмотрев направление, бюро принимает решение о месте и времени проведения медико-санитарной экспертизы и отправляет гражданину приглашение. Результаты обследований бюро самостоятельно передает в медицинскую организацию.
Новое в данной процедуре — граждане освобождены от обязанности самостоятельно подавать заявление в бюро МСЭ по месту жительства с приложением справки о состоянии здоровья и направления от больницы, органа соцзащиты или пенсионного обеспечения параллельно передаче в бюро направления одним из этих учреждений.
Весь документооборот между учреждениями совершается в электронном виде. На бумажных носителях документы курсируют между адресатами только в случае, если у одной или обеих сторон нет возможности отправить/принять их по телекоммуникационным каналам связи.
Обращение в бюро МСЭ без направления
По старым правилам гражданин мог обратиться в бюро без направления от больницы или уполномоченного органа только в случае, если ему в таком направлении отказали. Постановлением правительства № 607 установлено, что в бюро МСЭ без направления можно обратиться:
- для получения новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, после изменения личных данных;
- получения дубликата справки;
- внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации /абилитации с целью исправления технических ошибок, а также изменений персональных и антропометрических данных инвалида либо уточнения видов реабилитационных/абилитационных мероприятий;
- внесения в программу ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, для приобретения которых можно использовать маткапитал;
- определения причины смерти инвалида в случаях, когда его семья может претендовать на получение мер социальной поддержки.
Во всех перечисленных случаях граждане могут подать соответствующее заявление в бюро МСЭ лично или удаленно через портал госуслуг.
Также на портале госуслуг можно подать заявления на проведение медико-социальной экспертизы и об обжаловании решений первичных и главных бюро МСЭ, сделать запрос в бюро на получение копий акта и протокола проведения медико-социальной экспертизы. Раньше это допускалось делать только в письменном виде.
Есть одна оговорка. В отличие от других изменений в правилах установления инвалидности, нормы об использовании портала госуслуг для обмена документами начнут применяться с 01.10.2019.
Где может быть проведена МСЭ
До вступления в силу новых правил медико-социальная экспертиза, кроме как непосредственно в бюро МСЭ, могла проводиться в стационаре, где гражданин проходит лечение, на дому либо заочно.
С 21.05.2019 медико-социальная экспертиза может быть проведена:
- на дому — в случае если состояние здоровья гражданина не позволяет ему добраться до бюро МСЭ, что подтверждено заключением медкомиссии;
- в больничном стационаре;
- в стационаре организации социального обслуживания;
- в исправительном учреждении;
- заочно.
Напомним, что порядок назначения инвалидности в России упрощен по инициативе Президента РФ. После встречи с инвалидами, состоявшейся 05.12.2017 в Российской специализированной академии искусств, В. Путин дал правительству ряд поручений, направленных в том числе на усовершенствование процедуры медико-социальной экспертизы (МСЭ).
***
Больше информации по теме — в рубрике Инвалидность.