«Доступная среда» - программа, направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях. Подробнее о программе — в нашей статье.
Предпосылки целевой программы «Доступная среда» для инвалидов
Подготовка принципов государственной целевой программы «Доступная среда» для инвалидов проходила в 2008–2011 годах. Параллельно процессу разработки этого важного для людей с ограниченными способностями документа в 2008 году Российская Федерация подписала (а в 2012 г. — ратифицировала) международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г.
Повышенное внимание, оказываемое государством проблемам людей с ограниченными возможностями в начале 21 века, неслучайно. К моменту начала разработки программы число инвалидов в РФ, особенно среди детей, сильно увеличилось: таковыми были официально признаны почти 9% россиян, причем около 30% из них были людьми трудоспособного возраста. Угрожающими темпами росло количество детей, которые инвалидами признавались уже с рождения.
Таким образом, огромный пласт населения фактически оказался исключенным из общественной жизни по причине различных барьеров — как физических, так и психологических, которые встают на пути у инвалидов, желающих активно участвовать в жизни общества. В целях устранения этих барьеров и была создана программа «Доступная среда».
В отличие от программ адресной помощи инвалидам, государственная программа своей целью имеет улучшение качества медицинского обслуживания и жизни этой категории граждан в целом, а также предоставление им во всех сферах жизни тех же возможностей, какие имеют люди, не являющиеся инвалидами.
Параметры программы и ее задачи
В целях реализации концепции доступной среды программу разделили на два этапа. Первый этап, реализация которого была запланирована на 2011–2012 годы, заключался в подготовке необходимой нормативно-правовой базы, проведении консультаций и исследований, а также разработке технических и инструментарных средств, необходимых для проведения второго этапа. Проведение второго этапа было запланировано на 2013–2015 годы, однако позже действие программы было продлено до 2016.
Общий объем бюджетных средств, запланированных на реализацию программы, также увеличился — с первоначальных 46,89 млрд руб. до 168,44 млрд руб. Кроме того, в программу были внесены некоторые корректировки уже в процессе ее реализации, последние из которых датируются февралем 2015 года.
Программа «Доступная среда» насчитывает 2 подпрограммы:
- «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
- «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы».
Задачами, решаемыми в ходе реализации программы, являются:
- оценка и повышение уровня доступности объектов и услуг для инвалидов,
- предоставление равноценного доступа к реабилитационным средствам и услугам для всех инвалидов,
- модернизация работы государственной системы медико-социальной экспертизы.
Также среди задач программы упоминается формирование дружественного отношения к инвалидам.
Учтены интересы инвалидов и в других федеральных целевых программах. Например, ФЦП «Содействие занятости населения» предусматривает компенсацию работодателю за организацию рабочего места для инвалида. На 2015 год размер такой компенсации составляет в среднем 66,2 тыс. руб. Таким образом, поддержка инвалидов и формирование доступной (безбарьерной) среды будут продолжены на федеральном уровне даже после окончания федеральной программы «Доступная среда».
Анализ исполнения программы «Доступная среда»
К 2016 году планируется увеличить качество жизни инвалидов по ряду параметров (всего 9 параметров — целевых показателей программы). Каждый из них имеет начальное значение и конечное целевое, достижение которого планируется к 2016 году.
Текущие данные об исполнении целевой программы «Доступная среда» можно найти на сайте «Федеральные целевые программы России» (http://fcp.economy.gov.ru), где в разделе «Программы» приводятся основные данные программы и планируемые значения целевых показателей для каждого года ее реализации. Также ежегодно публикуются отчеты о значениях целевых показателей и освоении запланированных бюджетных средств.
Реализация первого этапа программы по ряду направлений затянулась до конца 2013 года. На начало 2015 года кассовое исполнение бюджетного плана по программе «Доступная среда» составило 8,49 млрд рублей — эта цифра намного меньше запланированного расхода бюджетных средств. Необходимо при этом отметить, что второй этап программы реализуется с участием региональных бюджетных средств, и освоение бюджета зависит от активности чиновников и общественности на местах.
Региональные программы улучшения качества жизни инвалидов
Реализация ФЦП «Доступная среда» реализуется за счет внебюджетных средств и средств федерального и регионального бюджетов. Субъекты Российской Федерации ответственны за 40% финансирования программы, но возможности финансирования социальных программ у всех регионов разные. Это в существенной мере тормозит проведение запланированных мероприятий, так как для реализации федеральных программ регионы получают бюджетные ассигнования из федеральных средств лишь при условии собственных инвестиций (и пропорционально их размеру).
Регионами, которые активно участвовали в выполнении программы «Доступная среда», согласно отчетам, были: Астраханская, Иркутская, Омская, Воронежская, Самарская, Тюменская, Ульяновская области, Хабаровский край, а также Республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Удмуртия.
Следует отметить, что в ряде субъектов приняты собственные программы по реализации концепции доступной среды как на период действия федеральной целевой программы, так и на период, следующий за годом ее окончания.
Однако главное в концепции доступной среды для инвалидов — не забывать об их нуждах при реализации любой инициативы — как общественной, так и частной. В этом плане очень показателен опыт Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, региональные программы которого, даже не являясь целевыми по нуждам инвалидов, все равно учитывают интересы этой группы населения.