Процедура проверки кандидатов при приеме на работу

21 декабря 2018 Бушмин Сергей Викторович 0

Проверка кандидатов при приеме на работу — обязательная процедура во многих организациях. Как правило, проверкой кандидатов при приеме на работу занимается служба безопасности или специалисты отдела кадров. Об этапах процедуры и целях ее проведения расскажем в нашей статье. 

Этапы проверки кандидата на должность

Проверка кандидатов на ту или иную должность — нередкая процедура перед трудоустройством. Если речь идет, например, о государственной, муниципальной или гражданской службе, а тем более военной, то проверка граждан — обязательный этап перед заключением с ними трудового контракта. Что же касается частных компаний, то в них, как правило, проверяются работники, претендующие на замещение руководящих должностей или должностей, подразумевающих работу с материальными ресурсами.

Контроль за потенциальными работниками на этапе приема необходим для того, чтобы не допустить:

  • утечки информации к конкурирующим организациям;
  • оформления на работу гражданина, не обладающего достаточным уровнем образования;
  • оформления на должность работника, который представил заведомо ложные сведения.

Можно выделить несколько этапов проверки:

  1. Заполнение анкеты и прохождение собеседования со специалистом отдела кадров или непосредственным руководителем. При успешном окончании переговоров анкета и все приложенные к ней документы передаются в службу безопасности компании.
  2. Оценка правдивости сведений, изложенных в анкете службой безопасности. На этом этапе главным образом проверяется наличие/отсутствие судимости, иные факты биографии, которые могут служить препятствием к занятию должности. Уполномоченные сотрудники могут сделать запрос в правоохранительные органы для предоставления более точной информации о кандидате.
  3. Проверка на детекторе лжи. Этот этап обязателен не во всех случаях, а только по желанию работодателя. Гражданин вправе отказаться от прохождения проверки на полиграфе. Отказ фиксируется в акте и прикладывается к анкете соискателя.
  4. Прохождение различных тестов или выполнение заданий. Как правило, эта часть проверки используется для лиц, претендующих на замещение творческих или руководящих профессий, с тем чтобы оценить их реакцию на то или иное событие.

Законодатель не предъявляет к данной процедуре никаких требований, поэтому работодатель вправе проводить ее по своему усмотрению. Желательно отразить всю процедуру проверки в локальном акте организации.

Ниже рассмотрим методы проведения проверки, которые также могут меняться в зависимости от решения работодателя.

Методы проверки кандидата

Работодателю разрешается проверять сотрудника, но не нарушая тем самым его прав. В частности, речь идет о защите персональных данных согласно положениям закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. То есть с соискателя берется согласие на обработку данных о нем, и служба безопасности получает право проверять его документы.

Рассмотрим несколько основных методов проверки кандидата на определенную должность:

  1. Собеседование. Представитель работодателя отмечает реакцию на вопросы, мимику, жесты соискателя и интерпретирует их согласно психологии общения. Помимо этого, на собеседовании можно выявить манеру поведения гражданина во внештатной ситуации (например, проводящий собеседование сотрудник задал каверзный вопрос).
  2. Проверка переданных кандидатом документов. Как правило, начинают с паспорта, подлинность которого можно проверить на официальном сайте ФМС России (сервис называется «Проверка недействительных российских паспортов» http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000). Также сотрудник службы безопасности может сделать запрос в учебное заведение, выдавшее документ об образовании, с целью подтверждения наличия у соискателя на должность именно того уровня образования, который был заявлен в анкете. Следующим шагом может стать направление запросов в правоохранительные органы на предмет отсутствия/наличия у гражданина судимости.
  3. Тестирование. Метод довольно прост, но его результат зависит от качества составленных тестов, так как на один и тот же вопрос можно дать разные ответы. Многие специалисты из сферы кадров рекомендуют составлять открытые вопросы, чтобы у кандидата на должность была возможность реального выбора.
  4. Проверка информации о предыдущем опыте работы. Для этого необходимо запросить у гражданина характеристику прошлого работодателя и уточнить контактные номера руководителей с целью совершения им звонка.
  5. Проверка на детекторе лжи. Данный вид контроля потребует материальных затрат, так как не в любой организации есть полиграф и специалист, умеющий на нем работать. Как правило, его используют при проверке кандидатов в силовых структурах или банковской сфере.

Анализ и проверка полученной информации

После того как вся информация о кандидате из внешних и внутренних источников будет получена, служба безопасности и сотрудники отдела кадров должны проанализировать ее на предмет того, насколько кандидат подходит для работы в данной компании:

  1. Оценить реальное положение на предыдущем месте работы гражданина. Если он, например, работал на руководящих должностях, сравнить состояние дел предприятия до его прихода и после увольнения.
  2. Оценить его потенциально возможную связь с конкурентами и способность сливать информацию, которая будет получена им в ходе работы.
  3. Проверка кандидата на предмет его психического состояния, бытового поведения, связей с преступным миром в прошлом. Это поможет составить целостный образ человека, который претендует на занимаемую должность. Такие черты характера, как, например, упрямство, жесткость, на определенных должностях могут быть полезны. Но если речь идет о работе с клиентами, между сторонами могут возникнуть конфликты.

После того как личность кандидата и его документы будут проанализированы, служба безопасности должна вынести свой вердикт и оформить его в форме заключения. Далее документ передается в отдел кадров, который прикладывает его к остальным бумагам соискателя на должность и отправляет на утверждение руководителю компании.