Участие субъектов малого предпринимательства в закупках

22 декабря 2017 Сехина Мария Александровна 0
Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках закрепляются нормативными актами, применяемыми в данной сфере. При этом законодательство устанавливает и ряд преференций, которые предоставляются таким субъектам при осуществлении закупок. Подробности — в статье далее.

Субъекты малого предпринимательства в контрактной системе

Порядок взаимоотношений между государственными/муниципальными заказчиками и субъектами малого/среднего бизнеса регулируется статьей 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2017 № 44-ФЗ. Согласно части 1 статьи 30 ФЗ № 44, доля закупок государственного заказчика у организаций малого/среднего бизнеса должна составлять не менее 15% его годового объема заказов.

Государственными/муниципальными заказчиками, согласно пунктам 5–7 статьи 3 ФЗ № 44, признаются органы власти, учреждения и предприятия (унитарные, казенные и т. д.), финансируемые из муниципальной или государственной казны. Критерии же отнесения участников закупок к категории малого/среднего бизнеса определены в статье 4 закона «О развитии…» от 27.07.2007 № 209-ФЗ, согласно которой таковыми могут быть ИП, общества и партнерства, фермерские хозяйства и кооперативы, соответствующие 2 обязательным критериям:

  • среднесписочная численность занятых в организации не превышает 250 человек;
  • годовой объем выручки не превышает 2 млрд руб. (пункт 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265).

При этом для ООО и ПАО частью 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 определен дополнительный критерий признания их субъектами малого или среднего бизнеса — соответствие любому из 6 обозначенных в подпунктах «а»–«е» данной нормы требований. Например, процент акций (доля в уставном капитале ООО), находящийся во владении крупных компаний, не должен превышать 49%, а доля государственных или муниципальных органов и учреждений не должна быть более 25%.

Участие субъектов малого предпринимательства в закупках

Следует отметить, что помимо государственных заказчиков, действующих согласно требованиям ФЗ № 44, существует целый ряд субъектов, которые обязаны в силу статьи 4 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ публиковать планы закупок и выполнять их путем проведения публичных торгов и аукционов, в том числе с обязательным участием малого и среднего бизнеса.

К данным субъектам относятся госкорпорации, предприятия, являющиеся естественными монополиями, организации, предоставляющие коммунальные услуги, и т. д. (полный перечень содержится в части 2 статьи 1 ФЗ № 223). Конкретные нормы, регулирующие взаимоотношение таких заказчиков и организаций малого и среднего бизнеса, содержатся в постановлении Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.12.2014 № 1352.

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства (обязательная доля)

Согласно части 1.1 статьи 30 ФЗ № 44, обязательная квота на участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках (не менее 15%) высчитывается исходя из объема публично осуществляемых закупок. В общем объеме закупок в этом случае не учитываются контракты, которые в силу их специфики не могут быть исполнены малым и среднем бизнесом (например, при закрытом способе определения поставщиков, размещении заказов в области атомной энергетики, для нужд обороны государства и т. д.).

Участие малого и среднего бизнеса в закупках может осуществляться в силу части 1 статьи 30 ФЗ № 44 2 путями:

  1. Путем целевого проведения торгов и аукционов среди только малых и средних предприятий. При этом предельная цена контракта не должна быть более 20 млн руб.
  2. Путем размещения заказов у крупных компаний, субподрядчиками которых являются предприятия малого и среднего бизнеса.

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства

Размер обязательной квоты заказов, которые должны быть выполнены субъектами малого и среднего бизнеса, определен пунктами 5 и 5.1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, согласно которым 18% закупок должно быть осуществлено именно у некрупных предпринимателей. При этом 10% общей квоты заказов должно быть распределено только среди малых предприятий, оставшиеся же 8 могут быть переданы и другим подрядчикам, однако выполнены должны быть субподрядчиками — субъектами малого и среднего бизнеса.

При расчете общего объема заказов в него не включаются те, которые в силу специфики не могут быть выполнены малыми и средними предприятиями (в области обороны, атомной энергетики, железнодорожных и авиационных перевозок и т. д.). Полный перечень таких заказов указан в пункте 7 обозначенного положения.

Пунктами 18 и 19 того же положения определены стоимостные границы для размещения заказов у некрупных предприятий. Так, если стоимость заказа не превышает 200 млн руб., то в конкурсе на его выполнение должны участвовать только малые и средние предприятия. Если же сумма колеблется в пределах от 200 до 400 млн руб., то заказчик имеет право принимать заявки как от субъектов малого и среднего бизнеса, так и от крупных компаний.

О сокращении срока оплаты до 15 дней по госконтрактам для субъектов малого предпринимательства

Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ № 44, госзаказчик должен расплатиться с подрядчиком в течение 30 дней с момента приемки исполненного (в целом или определенной партии) товара (выполненного этапа работ и т. д.). Однако если подрядчиком выступает представитель малого или среднего бизнеса, то оплата за поставленную продукцию, в силу части 8 статьи 30 ФЗ № 44, должна быть проведена в течение 15 дней.

Предусмотрена ли с учетом этого оплата субъекту малого предпринимательства за 15 дней при заказах по ФЗ № 223? Правило о сокращенном сроке оплаты не применяется к отношениям между обычными заказчиками (не госзаказчиками) и подрядчиками (малыми и средними предприятиями). Согласно пункту 14.3 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, срок оплаты составляет 30 дней.

Однако пунктом 25 того же положения предусмотрены льготы для малых и средних предприятий. Например, размер обеспечения, которое требуется при заключении контракта, не должен быть более 5% от общей суммы сделки.

***

Подводя итог, остается отметить, что проведенный сравнительный анализ положений ФЗ № 44 и 223 (в том числе с учетом постановления Правительства РФ № 1352), предоставляющих льготы малым и средним предприятиям при закупках, будет удобной подсказкой для практиков, осуществляющих свою деятельность в данной сфере.