Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок

28 февраля 2018 Сехина Мария Александровна 0
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для целого ряда государственных компаний, корпораций, предприятий и организаций строго регламентируется федеральным законодательством. О требованиях нормативных актов к составлению закупочных планов и расскажет предлагаемая нами статья. 

Планирование посредством составления графиков закупок — как осуществляется, как формируются графики, кто утверждает?

Для организаций, доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале которых превышает 50% (исчерпывающий перечень таких предприятий указан в части 2 статьи 1 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ), предусмотрен специальный порядок приобретения продукции, услуг или работ. Для перечисленных организаций, выступающих в качестве заказчиков, приобретение необходимой для хозяйственной деятельности продукции осуществляется на основе планирования, на что указывают части 2 и 3 статьи 4 обозначенного ФЗ.

Составление плана (графика) предполагаемых приобретений производится согласно специальному постановлению Правительства РФ «Об утверждении…» от 17.09.2012 № 932. Этим документом утверждены правила составления закупочного графика (далее — Правила), а также унифицированная форма самого графика с требованиями к ее заполнению.

В плане отражается информация обо всех планируемых закупочных сделках, за исключением сведений, которые отнесены к государственной тайне (пункт 4 Правил). Также заказчик вправе не указывать в графике сделки, сумма которых составляет менее 100 тыс. руб., а в случае если годовая выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд руб. — 500 тыс. руб.

Каждый график разбивается по месяцам или кварталам, согласно пункту 7 Правил. За основу может быть взята производственная (ремонтная, инвестиционная) программа компании, на основе которой и проводится процедура планирования.

Кем утверждается план закупок?

Общий порядок подготовки и принятия закупочного графика обозначен в пункте 10 Правил. Данный пункт определяет, что вся процедура (формирование, утверждение и т. д.) подготовки закупочного графика определяется с учетом требований законодательства каждым заказчиком самостоятельно. При этом вопросы, касающиеся формирования и утверждения графика закупок, должны быть расписаны в отдельном документе (положении о закупках), наличие которого у заказчика обязательно ввиду требований части 1 статьи 2 упомянутого ФЗ № 223.

Размещение плана

Заключительным этапом, согласно установленному порядку формирования, утверждения и ведения плана закупок, является его размещение на сайте ЕИС (единой информационной системы), в которой собраны все сведения о закупках (планы, извещения, отчеты и т. д.). Согласно пункту 14 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 10.09.2012 № 908, размещение закупочного графика должно быть произведено в течение 10 дней с момента его утверждения. Вся же процедура должна быть завершена до 31 декабря года, который предшествует плановому периоду.

В течение какого периода действует график, как осуществляется его ведение?

Сроки планирования определены частью 2 статьи 4 ФЗ № 223, согласно которой график готовится на период не менее 1 календарного года. Если при этом предполагается закупка инновационной/высокотехнологичной продукции или лекарств, то по части 3 статьи 4 срок планирования должен составлять от 5 до 7 лет. Ведение графика предполагает контроль со стороны заказчика за его выполнением в течение всего периода действия.

Кроме того, необходимо отметить, что в принятый план при необходимости могут быть внесены изменения. Перечень причин, которые могут служить основанием для внесения поправок, определяется положением заказчика о закупках. Ряд возможных причин принятия поправок обозначен в пункте 8 Правил, например:

  • колебания стоимости приобретаемой продукции более чем на 10%;
  • изменение потребности в необходимой продукции либо корректировка существенных условий планируемой сделки (способа закупки или срока исполнения обязательств).

Мониторинг и оценка соответствия требованиям графика закупок

В рамках ведения графика в отношении крупных заказчиков частями 1 и 2 статьи 5.1 закона № 223-ФЗ предусмотрены такие контрольные процедуры, как мониторинг и оценка соответствия требованиям законодательства, касающихся доли закупок у малых и средних предпринимателей. Данные мероприятия проводятся специальной уполномоченной частью 3 статьи 5.1 упомянутого ФЗ организацией — АО «Корпорация "МСП"». Также правом проведения мониторинга и оценки соответствия на региональном уровне наделены органы власти соответствующих субъектов РФ.

Порядок проведения перечисленных мероприятий регулируется соответственно положениями о мониторинге и об оценке, которые утверждены постановлением Правительства РФ «О порядке…» от 29.10.2015 № 1169.

Согласно пункту 2 данного постановления, контрольные мероприятия проводятся в отношении заказчиков, выручка которых за прошедший год превысила 2 млрд руб., либо организаций-заказчиков, созданных в результате принятия соответствующего закона (уже без учета требований к объему выручки). Стоит также добавить, что ввиду требований частей 3 и 4 статьи 5.1 обозначенного выше ФЗ единый перечень таких заказчиков утверждается соответствующим нормативным актом Правительства РФ.

Как сформировать закупочный график?

Формирование плана закупок на 2018 год (равно как и на 2019 или любой другой, если в законодательство не будут внесены изменения) осуществляется по единому алгоритму, который включает в себя следующие этапы:

  1. Определение, подпадает ли конкретный заказчик под требования постановления Правительства РФ «О порядке…» от 29.10.2015 № 1169. Конкретные перечни таких заказчиков содержатся в распоряжениях Правительства от 19.04.2016 № 717-р и 06.11.2015 № 2258, обновляемых ежегодно с учетом колебаний объема выручки. В том случае, если заказчик указан хотя бы в одном из них, ему придется предусмотреть долю закупок у малых и средних предпринимателей. Ее размеры указаны в положении, действующем согласно постановлению Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.10.2014 № 1352. На 2017 год, согласно пункту 5 данного положения, ее размер составляет 18% объема заказов, а на 2018 года — 15%.
  2. Составление перечня продукции, работ и услуг, необходимых заказчику, с учетом потребностей предприятия, обозначенных в производственном плане или программе развития.
  3. Внесение данных из этого перечня в специальную таблицу (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932) согласно имеющимся в ней графам.
  4. Утверждение плана согласно положению, которое должно иметься у заказчика.
  5. Опубликование его в ЕИС в течение 10 дней после утверждения. При этом, например, план на 2019 год должен быть опубликован до 31 декабря 2018 года.
  6. Прохождение процедуры мониторинга и оценки соответствия требованиям закона доли закупок у малого и среднего бизнеса в том случае, если заказчик включен в перечень, обозначенный в пункте 1 алгоритма.

***

Подводя итог, отметим, что процесс составления графика закупок по 223-ФЗ регулируется значительным количеством нормативных актов. Именно поэтому поэтапное изложение всей требуемой для разработки графика информации будет очень полезно любому практическому работнику, особенно если подобный документ он составляет впервые.