Внесение изменений в план закупок — вопрос, который в силу различных причин может возникнуть у любой организации-заказчика. О том, как правильно выполнить внесение изменений в планы закупок, расскажет предлагаемая статья.
Какие процедуры подлежат выполнению в случае внесения в график изменений
Согласно ч. 2 ст. 4 закона «О закупках» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, план закупки должен утверждаться на период не менее 1 года. А если речь идет об особой продукции (лекарствах, инновационных или высокотехнологичных товарах), то и вовсе на период от 5 до 7 лет, на что указывает ч. 3 ст. 4 закона 223-ФЗ.
Даже сама форма графика, которая предусматривает лишь указание примерных дат заключения контрактов в формате год и месяц (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932), указывает на возможность внесения в него при необходимости коррективов.
Алгоритм внесения изменений в план закупок строится следующим образом:
- Принятие заказчиком решения о необходимости корректировки закупочного графика (изменение производственной, инвестиционной, ремонтной программы, изменение цен на продукцию и т. д.).
- Подготовка проекта изменений в закупочном графике.
- Утверждение проекта изменений руководством организации-заказчика.
- Размещение изменений на портале закупок в интернете (ЕИС) для всеобщего ознакомления.
Первые 3 процедуры проводятся внутри организации на основании Положения о закупках, наличие которого необходимо в силу требований ч. 1 ст. 2 закона 223-ФЗ. Что же касается требований к данным процедурам, то о них лишь упоминают пп. 5 и 10 обозначенных Правил, согласно которым сроки и порядок подготовки (утверждения) плана (внесения в него коррективов) определяются заказчиком самостоятельно, с учетом требований законодательства, которые будут перечислены ниже.
Требования законодательства к внесению изменений в закупочный график
Примерный перечень причин для корректировки графика упомянут в п. 8 обозначенных Правил. К ним относятся:
- колебание стоимости продукции, которую необходимо приобрести, более чем на 10%, в результате чего осуществление закупки становится невозможно в силу недостаточности выделенных средств;
- изменение существенных условий планируемой к осуществлению сделки (например, корректировка способа закупки, сроков поставки и т. д.).
Необходимо отметить, что обозначенный п. 8 Правил указывает лишь на некоторые из возможных причин корректировки графика. Тогда как Положением о закупке может быть предусмотрен более подробный список ситуаций, когда требуется внесение изменений в закупочный план.
Что касается сроков подготовки изменений, то конкретных периодов для выполнения всех процедур законодательством не предусмотрено. Единственный момент, который необходимо соблюсти, — это требования п. 9 Правил, согласно которым корректировка графика допускается лишь до момента размещения в ЕИС извещения о проведении конкретной закупки.
Корректировка графика (как удалить из него или добавить закупку)
Технические вопросы внесения изменений в график урегулированы Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Согласно п. 14 Положения, период с момента утверждения плана (изменений в нем) до размещения его в ЕИС не должен превышать 10 дней.
Каких-либо иных временных ограничений в отношении публикации графика на портале закупок не предусмотрено, следовательно, изменения могут вноситься в течение всего календарного года либо более продолжительного периода.
Удаление или добавление закупки
Согласно пп. 2–4 обозначенного положения, график закупок, а также любые изменения в нем размещаются на портале закупок с помощью программных средств, имеющихся в ЕИС. Любые вносимые документы подтверждаются электронной подписью представителя заказчика, уполномоченного на внесение подобной информации.
Все изменения готовятся в формате электронного документа, который согласно пп. 15 и 16 Положения может быть структурирован с помощью программных средств ЕИС либо загружен в виде графического образа, выполненного другими программными средствами. Для подготовки изменений используется стандартная форма, являющаяся приложением к постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.
Пункт 18 Положения указывает, что изменения в график будут считаться выполненными правильно, если заказчик поместит электронный документ в скорректированной редакции, а также укажет перечень внесенных поправок.
Таким образом, при внесении поправок от заказчика требуется:
- подготовка и размещение плана в новой редакции с учетом вносимых изменений;
- размещение документа, в котором перечислены по пунктам все внесенные поправки.
При внесении поправок необходимо помнить, что все предыдущие редакции плана должны быть сохранены в неизменном виде, на что указывает п. 6 Положения. Соответственно, самостоятельное внесение заказчиком коррективов в уже размещенные графики не допускается.
Что же касается удаления какой-либо информации, то согласно п. 7 Положения подобная процедура возможна лишь по решению исполнительных органов власти или суда.
***
Подводя итог проделанному анализу, отметим, что внесение изменений или дополнений в закупочный график — это вполне рабочая ситуация, которая, однако, требует аккуратности, внимательности, а также соблюдения ряда формальных требований. Указание на точную последовательность действий, необходимых для корректировки графика, значительно упростит решение этого вопроса на практике.