Зачем нужна банковская гарантия при проведении тендера на госзакупки и обязательна ли она?
Начать рассказ стоит с определения банковской гарантии. По ст. 368 ГК РФ это письменное обязательство гаранта (банка или иной кредитной организации) выплатить по требованию кредитора клиента банка сумму, предусмотренную гарантийным договором.
Сущность и виды банковской гарантии в госзакупке
При этом гарантия, предоставляемая для участия в тендере, называется тендерной. Принципалом в этом случае выступает участник закупки, который обязан предоставить обеспечение заявки для участия, в соответствии с нормами ст. 44 закона № 44-ФЗ. Бенефициаром — муниципальная или государственная организация, осуществляющая закупку, то есть заказчик. Именно эта организация сможет впоследствии предъявить банку требования о возмещении в случае нарушения условий, например:
- при отказе от заключения договора в случае выигрыша тендера;
- отказе от выполнения обязательств по заключенному контракту или нарушении таких обязательств;
- отзыве или изменении условий заявки после окончания срока ее подачи.
Можно выделить 2 вида банковских гарантий, встречающихся в процессе организации закупки:
- Тендерная — предоставляется поставщиками и исполнителями для обеспечения исполнения обязательств по заявке.
- Посттендерная — предоставляется выигравшим поставщиком или исполнителем для обеспечения выполнения им обязательств по контракту.
Цели банковской гарантии при закупке и обязательна ли она?
Нередко такими методами пользуются тендер-рейдеры — участники, которые специально регистрируются с целью срыва закупки, опуская цену до минимального предела, а затем отказываются от заключения контракта. В итоге организация-заказчик теряет средства и время, потраченные на организацию закупки, утрачивая при этом возможность заключить контракт с другими участниками, а это влечет существенные убытки.
Главная задача такого обеспечения — максимально быстро и эффективно возместить потери заказчика, вызванные расходами на организацию закупки и устройство нового тендера. У заказчика не возникает необходимости восстанавливать нарушенные участником тендера права в суде, т. к. договор гарантии уже обеспечивает обязательства. Поддерживая эту позицию, закон запрещает включение условия об обязанности заказчика представить судебные акты для подтверждения факта нарушения обязательств принципалом (п. 4 ст. 45 закона № 44-ФЗ), что существенно сокращает время получения возмещения. При этом единой формы для оформления банковской гарантии нет, потому достаточно соблюсти правила ГК РФ, закона № 44-ФЗ и обычаи делового оборота.
ВАЖНО! По нормам ч. 1 ст. 44 закона № 44-ФЗ банковская гарантия не является исключительным видом обеспечения обязательств участников. Помимо этого, допустимо внесение денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки.
Таким образом, банковская гарантия — это лишь один из возможных вариантов обеспечения исполнения участниками закупки их обязательств, причем она необязательна, если использован другой разрешенный вид такого обеспечения.
Что такое реестр банковских гарантий и в чем его польза при проведении закупки?
С введением в действие закона № 44-ФЗ все банковские гарантии должны вноситься в единый реестр, что закреплено в ч. 8 ст. 45 данного ФЗ. Исключение составляют выданные для обеспечения участия в тендерах банковские гарантии, контракты по которым содержат сведения, имеющие статус государственной тайны, — для таких случаев предусмотрен отдельный закрытый реестр (ч. 8.1 нормы).
Какие сведения должны вноситься в реестр, определяется ч. 9 этой же статьи:
- полное наименование банковской организации-гаранта;
- юридический адрес гаранта, его ИНН (или аналог, если гарантом выступает иностранный банк);
- наименование, ИНН и местонахождения принципала — исполнителя;
- денежная сумма, подлежащая выплате в качестве возмещения при невыполнении принципалом своих обязательств;
- срок действия гарантии;
- копия договора гарантии (за исключением тех, которые подлежат внесению в закрытый реестр).
Закон оставляет список открытым, допуская внесение информации и об иной документации, предусмотренной постановлением Правительства РФ «О банковских гарантиях…» от 08.11.2013 № 1005.
Информация должна вноситься в единый реестр банковским служащим в течение 1 рабочего дня с момента выдачи гарантии или внесения изменений в договор. Если речь идет о закрытом реестре, банк направляет сведения в такой же срок с использованием специального программного обеспечения. Получить такие программы можно на информационных ресурсах Федерального казначейства, Минфина и единой информсистемы закупок.
Главное достоинство реестра заключается в предоставлении заказчику надежной и прозрачной системы проверки обеспечения обязательств участника закупок и оценки надежности такого обеспечения.
Требования к банковской гарантии в сфере закупок
Требования к самой банковской гарантии для участия в тендере и ее содержанию содержатся в ст. 45 закона № 44-ФЗ. В исчерпывающем списке обязательных требований:
- Безотзывность.
- Наличие у банка-гаранта аккредитации для предоставления гарантий. Убедиться в наличии аккредитации можно на сайте Минфина РФ, где опубликован соответствующий список.
- Соответствие содержания условиям, изложенным в ст. 45 закона № 44-ФЗ:
- указание суммы договора, которая обычно составляет от 0,5 до 5% стоимости тендера (цель — не полностью покрыть обязательства недобросовестного принципала, а лишь возместить убытки бенефициара, понесенные вследствие провала тендера);
- перечень обязательств, которые берет на себя принципал;
- условие о неустойке в размере 0,1% суммы обеспечения за каждый день просрочки банком исполнения его обязательств;
- признание надлежащего исполнения договора гарантии поступлением средств на счет заказчика;
- срок действия гарантии составляет не менее 2 месяцев с момента закрытия подачи заявок на участие в тендере (посттендерная гарантия должна длиться не менее месяца с момента окончания срока контракта);
- обязательство банка предоставить посттендерную банковскую гарантию на обязательства, возникшие в результате заключения контракта по выигранному тендеру;
- список документов, необходимых заказчику для получения выплаты по договору (установлен постановлением Правительства РФ № 1005).
ВАЖНО! Заказчик может поставить условие о возможности бесспорного списания суммы обеспечения со счета гаранта, если последний не исполнил свои обязательства в пятидневный срок. Это, в соответствии с ч. 3 ст. 45 закона № 44-ФЗ, допустимо при условии заключения контракта с единственным участником тендера.
Порядок оформления и преимущества банковской гарантии
Для получения заключения гарантийного договора достаточно обратиться в один из банков, внесенных в единый реестр организаций, аккредитованных для оказания такой услуги. По факту ее предоставляют порядка сотни банков, входящих в топ по стране. При этом потребуется иметь счет в выбранном банке.
Пакет документов невелик:
- уставные документы участника тендера;
- подтверждение подачи заявления на участие в закупке.
Принятие банком решения может занять от нескольких дней до пары недель, однако оформить гарантию все равно проще и выгоднее, нежели кредит, если нет собственных средств, которые могут служить обеспечением на счете электронной площадки.
Также в сравнении с кредитом банковская гарантия выигрывает в следующем:
- Комиссионная ставка обычно не превышает 5%, тогда как по кредиту она намного выше.
- При оформлении не будет большого количества проверок.
- Оформление происходит быстрее.
- Требуется минимальный пакет документов.
- Не нужны залог и поручители.
- Ответственность исполнителя перекладывается на банк.
Прекращение банковской гарантии, отказ в приеме обеспечения
Закон предусматривает возможность отказа заказчика в приеме обеспечения банковской гарантией и ее возврата в случаях:
- невнесения в реестр;
- отклонения от условий, указанных в ч. 2 и 3 ст. 45 закона № 44-ФЗ;
- нарушения требований к документации о закупке.
По нормам ст. 61, 378, 409 и 414 ГК РФ банковская гарантия прекращается:
- при окончании срока ее действия;
- после исполнения обязательств перед бенефициаром;
- вследствие письменного отказа бенефициара от своих прав;
- после выплаты отступных;
- при заключении бенефициаром и гарантом соглашения о прекращении обязательств по гарантии;
- в случае новации;
- при ликвидации банка-гаранта;
- в связи с невозможностью выполнения обязательств гаранта в результате принятия органом государственной власти соответствующего нормативного акта.
В описанных случаях банк информирует участника закупки о прекращении гарантии в порядке ст. 378 ГК РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что банковская гарантия, хоть и не является единственным способом обеспечения обязательств участника закупки, наиболее удобна для всех сторон тендера.