Как правильно написать ответ на претензию - образец

14 января 2019 Резникова Анна Евгеньевна 0
Как правильно написать ответ на претензию - образец вы найдете ниже - полезно знать любому контрагенту, в адрес которого поступило письмо с информацией о нарушении им условий договорных или предусмотренных законом обязательств. В нашем материале расскажем о правилах подготовки ответа на досудебные/договорные претензии.

Что такое досудебная претензия и нужно ли на нее отвечать?

Закон не определяет, что такое претензия, поэтому в гражданском праве под ней понимается любое обращение: заявление, требование, сообщение, письмо и т. д. Однако чаще всего претензией называют досудебное направление лицом контрагенту или обязанному лицу требования о совершении какого-либо действия либо воздержании от него.

При этом претензия может играть роль:

  1. Документа, который изменяет, прекращает либо создает гражданско-правовые отношения. Например, в случае обращения потребителя к продавцу с требованием об отказе от исполнения сделки по приобретению товара и возврате его стоимости. При наличии оснований такой документ может повлечь реституцию, т. е. возврат сторон в первоначальное положение, существовавшее до совершения сделки.
  2. Документа, который служит подтверждением соблюдения досудебного порядка. Ведь законом или договором (например, перевозки) может быть предусмотрено, что до обращения в суд необходимо предварительное направление претензии.
  3. Информационного документа, в котором отражается правовая позиция отправителя по тому или иному вопросу.

Если же говорить о необходимости ответа на претензию, то он обязателен лишь в некоторых случаях, в большинстве ситуаций — нет. Например, его должен дать страховщик при страховании по ОСАГО (п. 21 ст. 12 закона «Об обязательном страховании…» № 40). В противном случае страховая организация может быть подвергнута штрафу. Чтобы понять, обязателен ли ответ в конкретном случае, необходимо изучить законодательство, применимое к интересующим правоотношениям, и положения договора, если таковой заключался.

Срок ответа на претензию

Срок ответа на претензию зависит от того, на каком основании она направлена. Так, закон «Об организации страхового дела…» от 27.11.1992 № 4015-1 не предусматривает никаких ограничений в этом плане.

По договору же ОСАГО в силу п. 21 ст. 12 ФЗ № 40 срок ответа на претензию для страховщика установлен — 20 дней. За его несоблюдение начисляется неустойка. Кроме того, в силу п. 1 ст. 16.1 ФЗ № 40 в случае возникновения между страховщиком и страхователем разногласий о сумме возмещения ответ на претензию должен быть дан первым в течение 10 дней.

Для досудебной претензии срок ответа устанавливается исходя из существа правоотношений и может быть определен как законом, так и договором. Если он не определен, применяется правило о разумном сроке, который обычно составляет 30 дней (что следует, в частности, из п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Таким образом, чтобы определить срок ответа на претензию, необходимо:

  1. С учетом существа правоотношений изучить применимое законодательство и узнать, установлен ли такой срок для них (узнайте также о сроках рассмотрения претензий).
  2. Изучить договор на предмет наличия условия о сроке ответа на претензию, если последняя связана с неисполнением договорных обязательств.

Содержание и форма письма-ответа на претензию

Теперь разберемся, как ответить на претензию грамотно. Письмо-ответ составляется в произвольном виде, поскольку на законодательном уровне определенной формы для данного документа не утверждено. При этом очевидно, что форма ответа на претензию должна быть письменной, поскольку в противном случае невозможно будет доказать, что ответ составлялся и направлялся адресату.

Структура письма, в соответствии с общей практикой документооборота, следующая:

  1. Шапка, в которой указываются данные адресата (Ф. И. О. и адрес физического лица либо наименование и адрес организации) и аналогичные сведения об отправителе. Допускается указывать также контактные данные (адрес электронной почты, телефон, факс и т. п.).
  2. Наименование документа: «Ответ на претензию от (указывается дата, когда претензия составлена) № (указывается при наличии)».
  3. Основное содержание. Здесь необходимо написать, что поступила претензия (с указанием даты поступления), и сообщить, отклоняется она либо удовлетворяется. При этом решение необходимо аргументировать.
  4. Дата составления ответа.
  5. Ф. И. О. и подпись лица, составившего документ.

В качестве примера предлагаем образец ответа на досудебную претензию, направленную контрагенту после нарушения им условий договора поставки.

Как правильно ответить на претензию - образец

Кому: ООО «ИРИС»,

101000, Москва, ул. Чугунная, 12

От кого: ООО «Верес»,

101000, Москва, ул. Сидорова, 13

Телефон: 1 (111) 111 11 11

Факс: 1 (111) 111 11 11

Ответ на досудебную претензию от 12.03.2018 № 456-П

Ваша досудебная претензия от 12.03.2018 № 456-П, поступившая в адрес ООО «Верес» 18.03.2018, изучена и рассмотрена. Сообщаю, что по результатам рассмотрения претензия отклоняется полностью.

Вы указываете, что товар по договору поставки от 1 января 2018 года № 123-П должен быть поставлен в срок до 10 марта 2018 года, однако в силу дополнительного соглашения к указанному договору (соглашение № 123 от 21 февраля 2018 года), заключенному между ООО «Ирис» и ООО «Верес», срок поставки продлен до 1 июня 2018 года. Соответственно, нарушения исполнения обязательств ООО «Верес» не допущено. В полном объеме товар будет поставлен до 1 июня 2018 года, т. е. согласно достигнутым договоренностям.

18 марта 2018 года

Директор ООО «Верес»:

(подпись) /Иванов Иван Иванович/

***

Таким образом, законодательство не предъявляет требований к содержанию данного документа (если иное не предусмотрено договором), поэтому проблем при его составлении возникнуть не должно. Предложенный же выше образец позволит понять, как написать ответ на претензию правильно и указать в ней все необходимые сведения.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для канала Дзен.