Как написать претензию правильно

21 января 2019 Пальцева Ксения Геннадьевна 0
Как написать претензию, стоит знать как обычным гражданам, так и для практикующим юристам, представляющим их интересы, или ведущим договорную работу физическим и юридическим лицам. О том, как правильно составить претензию, в каких случаях требуется ее направление и какими способами это можно сделать, расскажет предлагаемая нами далее статья.

Для чего пишется письмо-претензия

Прежде чем выяснять, как претензию написать правильно, стоит разобраться, что собой представляет данный документ и в каких случаях требуется его оформление. Ведь необходимость составления и направления контрагенту претензии может быть предусмотрена как нормами законодательства, так и условиями договора, заключенного между сторонами.

Так, пункт 1 статьи 797 ГК РФ определяет, что в случае возникновения нарушений договора перевозки пассажир (грузоотправитель) перед обращением в суд должен направить перевозчику письменную претензию с соответствующими требованиями. Только в случае полного или частичного отказа перевозчика от выполнения перечисленных в претензии требований сторона, права которой были нарушены, приобретает право на обращение в суд.

Стороны также могут, заключая договор, предусмотреть в нем необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования разногласий. При его наличии в документе сторона сделки, чьи права нарушены, тоже должна вначале направить своему контрагенту письменную претензию. Право на обращение в суд у данного субъекта возникнет лишь в том случае, если в удовлетворении требований будет отказано (полностью или частично) либо претензия будет проигнорирована.

ВАЖНО! Часть 2 статьи 131 ГПК РФ определяет общий перечень требований к исковому заявлению в суд, среди которых есть и необходимость соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Аналогичное требование предусмотрено частью 5 статьи 4 АПК РФ. Соответственно, суды при обнаружении несоблюдения данного порядка обязаны вернуть иск подавшему его лицу (подпункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ).

Общие требования к составлению претензии, предусмотрен ли бланк претензии

Если говорить о том, как пишется претензия, то тут следует исходить из того, что в законодательстве нет каких-либо четких требований к форме и содержанию данного документа — соответственно, не предусмотрено и типовых образцов или бланков. Таким образом, при составлении письма-претензии следует руководствоваться общими правилами юридической техники, предъявляемыми к документам подобного рода.

Технические требования

Претензия должна быть составлена в письменной форме. Составляется документ обычно на стандартных листах формата А4, при этом может быть как написан от руки, так и напечатан при помощи компьютерной техники. В том случае, если составителем является организация, допускается оформление претензии на фирменном бланке.

Если же говорить о содержании, то в ней, как и любом другом документе такого рода, обязательно требуется указать следующие реквизиты:

  • наименование или инициалы лица, которому адресуется претензия, его местонахождение; если претензия направляется в адрес организации, она может быть адресована руководителю компании — соответственно, необходимо дополнительно будет указать его инициалы и должность;
  • наименование или инициалы отправителя претензии, его почтовый адрес, контактный телефон, а также (при наличии) электронный почтовый адрес;
  • название документа (претензия);
  • дату и место составления;
  • перечень прилагаемых документов, если доводы автора требуют подтверждения (в этом случае потребуется приложить необходимые копии);
  • подпись автора претензии либо уполномоченного лица, а также печать организации.

Как составить претензию: структура, образец

При составлении претензии необходимо кратко, но в то же время понятно донести до адресата суть возникшей проблемы, а также четко сформулировать требования, на выполнении которых настаивает отправитель.

ВАЖНО! Практики рекомендуют писать претензионные письма таким образом, чтобы суть возникшей проблемы была понятна даже постороннему человеку, а не только лицу, нарушающему условия сделки. Подобный подход в значительной степени ускорит рассмотрение заявления, особенно в том случае, если данным вопросом будет заниматься досконально не владеющий всей ситуацией специалист.

В общем случае основной текст претензии можно условно разбить на 3 части, идущие в следующем порядке:

  1. Описательная. Здесь автору необходимо описать предысторию возникновения проблемы, а также кратко изложить причины и признаки, на основании которых им был сделан вывод о нарушении своих прав. Из содержания данной части адресату должна быть ясна суть вопроса (например, заключенной сделки) и нарушения ее условий.
  2. Мотивировочная. В этой части автору необходимо обосновать предъявляемые к контрагенту требования, для чего обычно приводятся ссылки на нормы законодательных и подзаконных актов, соответствующие пункты договора и т. д.
  3. Резолютивная. Здесь необходимо четко сформулировать перечень требований к контрагенту. Из содержания этой части должно быть понятно, кто и в отношении кого должен совершить определенные действия либо воздержаться от них.

Как выглядит получившийся с учетом перечисленных выше требований документ, вы можете увидеть, скачав имеющийся на нашем сайте образец письма-претензии.

Порядок передачи претензии адресату, сроки рассмотрения

Для правильного оформления требования и их своевременного рассмотрения важно не только знать, как претензию написать, но и понимать, как ее можно направить контрагенту. На практике существует 3 способа:

  1. Передача документа лично в руки адресату по месту его нахождения. В этом случае претензия выполняется в 2 экземплярах, один из которых вручается, а на другом (он остается у заявителя) принявшее лицо указывает свою должность, инициалы, дату принятия документа, удостоверяя факт приема своей подписью.
  2. Отправка по почте. В этом случае для гарантированного подтверждения того факта, что претензия получена, необходимо отправить письмо с уведомлением о вручении и описью вложения.
  3. Направление при помощи иных средств связи (факсимильной, электронной и т. д.). Использование этого варианта допустимо, если стороны оговорили возможность обмена факсимильными, электронными или иными подобными сообщениями в договоре.

Сроки и процедура получения ответа

Важным моментом при подготовке претензии является определение срока адресату для оформления и направления ответа. Исходя из общепринятой практики, а также требований отдельных нормативных актов (например, части 5 статьи 4 АПК РФ или пункта 2 статьи 797 ГК РФ) срок, в течение которого адресату необходимо дать ответ, составляет 1 календарный месяц. Однако из данного правила могут быть и исключения. Например, стороны в соглашении (договоре) между собой вправе определить более короткий либо, наоборот, более продолжительный срок для ответа.

ВАЖНО! Согласно требованиям статей 22 и 31 ФЗ «О защите…» от 07.02.1992 № 2300-1, определенные требования потребителя, предъявляемые к организации-продавцу (изготовителю или импортеру товара, исполнителю услуги или подрядчику) должны быть исполнены в течение 10 дней (соразмерное снижение цены товара, возмещение расходов на устранение недостатков и т. п.).

Подробнее о механизмах защиты прав потребителей читайте в нашей статье по этой теме.

Также в претензии нелишне указать способ, посредством которого должен быть направлен ответ. Особенно это актуально в том случае, если речь идет об отправке по факсу или электронной почте.

***

Надеемся, мы понятно объяснили, как писать претензию. Подводя итог, остается отметить, что грамотность изложения фактов в документе, а также обоснованность предъявляемых требований не только влияют на оперативность получения ответа, но и повышают вероятность удовлетворения претензии без обращения в суд.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Досудебные претензии».