Обязательно ли составление претензии
Читатели должны знать, что претензию по общему правилу писать необязательно — можно обратиться сразу в суд. Однако, когда неосновательное обогащение очевидно, спор проще решить путем написания претензии и последующих переговоров. Возможно, деньги вы получите и без суда.
Если в споре участвуют только организации или ИП, то составление досудебной претензии обязательно.
Правила составления претензии о возврате неосновательного обогащения
Нормы гражданского законодательства не содержат каких-либо конкретных требований к содержанию или структуре претензии. Соответственно, ее следует составлять в свободной форме, ориентируясь на общие правила юридической техники.
Претензия обычно состоит из четырех частей:
- Вводной. В ней указывается данные адресата претензии и сведения о вас. Обычно это инициалы, адреса и контактный номер телефона (электронной почты) автора претензии. Перечисленные данные оформляются в виде шапки документа.
- Описательной. Цель данной части — кратко обрисовать сложившуюся ситуацию, чтобы адресату было понятна природа предъявляемых к нему требований.
- Мотивировочной. В ней указываются обстоятельства, факты, которые подтверждают вашу правоту. Для более основательной аргументации своей позиции рекомендуется делать ссылки как на нормы законодательства, так и на судебные решения по аналогичным спорам.
- Резолютивная. Здесь пишутся требования к приобретателю.
Для окончательного оформления претензии нужно указать список приложений, если они есть, поставить дату написания документа и подпись автора.
Как правильно направить претензию
Способ отправки претензии должен отвечать двум обязательным требованиям:
- адресат должен получить документ;
- отправитель претензии должен получить подтверждение, что претензия получена адресатом.
Исходя из этого, существует универсальный способ подачи такого рода документов — по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Претензию можно отнести и лично. В этом случае получатель или его представитель должны сделать отметку на втором экземпляре претензии, указать должность, инициалы, дату принятия и поставить свою подпись.
Можно использовать факс, электронную почту и другие способы связи.
Сколько ждать ответа
Стандартным для рассмотрения претензии и направления ответа считается месячный срок. О необходимости дать ответ на претензию в течение месяца либо в иной срок желательно сказать в тексте документа.
Течение срока начинается со дня получения претензии адресатом. А ответ на претензию должен быть отправлен до истечения месяца. Поэтому к месячному сроку ожидания следует добавить несколько дней, необходимых на пересылку документа, и только затем предпринимать дальнейшие действия.
Если претензия осталась без ответа
В том случае, если в срок ответа на претензию нет, считается, что на нее получен отрицательный ответ.
Именно в такой ситуации важно иметь подтверждение того, что претензия направлялась. В последующем, при обращении с иском в суд, нелишне указать, что претензия направлялась, однако в установленный срок на нее не ответили.
Дальнейшие действия
В том случае, если ответ на претензию вас не устроил, единственный способ защиты своих прав — это обращение в суд.
Если же ответ вас устраивает частично, например если адресат признал обоснованность требований по отдельному имуществу или не согласен с наличием убытков, то разумный вариант — это получение того, что приобретатель готов возвратить, и проведение переговоров по неурегулированным вопросам.
***
Итак, написание претензии — один из возможных способов разрешения спора. От грамотности ее составления и убедительности доводов во многом будет зависеть ответ.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Досудебные претензии».