Должностная инструкция социального педагога призвана закрепить за данным сотрудником его права и обязанности. Какие разделы имеет смысл включать в этот документ, будет рассказано в нашей статье.
Нормативные акты, используемые при составлении должностных инструкций педагогов
В сфере образования принято действовать согласно разработанным и утвержденным нормативам, локальным актам, программам обучения и образовательным стандартам. Кадровое делопроизводство в этом случае не является исключением. Требования к лицам, изъявившим желание заниматься преподавательской деятельностью, определяются уже на уровне Трудового кодекса РФ и детализируются в соответствующих нормативных актах, в том числе локальных.
Например, квалификационные требования к социальному педагогу перечислены в приказе Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 года. Точнее, в этом приказе утверждены квалификационные характеристики должностей работников образования, в том числе и социального педагога. Сам же приказ является составной частью Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Таким образом, при разработке должностной инструкции для педагога в раздел «Общие положения» стоит включить квалификационные требования, которые выставляются к его должности в приказе № 761н. Также можно использовать и перечень документов, которые указаны как обязательные к изучению в этом же приказе.
Примерная структура должностной инструкции социального педагога школы
Составляя должностную инструкцию социального педагога, можно придерживаться приведенной ниже структуры. Обычно в нее включается 4 основных раздела.
- Общие положения
Это раздел содержит в себе требования, которым должен соответствовать кандидат на должность, а также общие организационные вопросы, касающиеся трудовой деятельности сотрудника. Речь идет:- о названии должности (социальный педагог);
- порядке подчиненности (кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении);
- квалификационных требованиях, среди которых основными являются требования к образованию (кандидат на должность социального педагога должен иметь высшее профобразование или среднее профобразование по направлениям «Образование и педагогика» или «Социальная педагогика»);
- нормативных актах, инструкциях и правилах, которые должен знать сотрудник и которыми он должен руководствоваться в своей деятельности (например, социальный педагог должен знать основные положения Конвенции о правах ребенка, семейного и трудового законодательства, а также быть компетентным в современных педагогических технологиях и образовательных стандартах).
- Права
Социальный педагог при работе с детьми и их родителями, а также при взаимодействии с коллективом может использовать следующие права:- участвовать в управлении школой в той форме, что закреплена ее уставом;
- защищать свою профессиональную репутацию;
- повышать уровень своей квалификации;
- проходить аттестацию для подтверждения или повышения своей квалификационной категории;
- давать ученикам распоряжения в рамках своей компетенции;
- применять к ученикам меры педагогического воздействия, разрешенные уставом школы.
- Должностные обязанности
В этом разделе за социальным педагогом закрепляются обязанности, которые он выполняет в ходе своей трудовой деятельности. Так, социальный педагог может быть обязан:- проводить занятия с учениками на тему социальной защиты личности;
- уделять внимание изучению личности ученика, условиям его воспитания;
- выявлять конфликтные ситуации и отклонения в поведении учеников;
- выступать посредником между учеником и его родителями, остальными педагогами, работниками соцслужб и других административных ведомств;
- разрабатывать и внедрять методы обучения, основанные на новейших образовательных технологиях;
- оказывать социальную помощь нуждающимся в защите ученикам;
- организовывать социально значимую деятельность учеников;
- проводить мероприятия, направленные на профилактику асоциального образа жизни среди несовершеннолетних;
- участвовать в педагогических и родительских собраниях;
- выполнять инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
- Ответственность
В этом разделе перечисляются те виды ответственности, которые могут быть применены к социальному педагогу. Например, сотрудника могут привлечь:- к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей (по отношению к педагогу в законодательстве присутствует дополнительное основание прекращения с ним трудовых отношений — применение к ребенку физического и психического насилия);
- административной или уголовной ответственности за совершение соответствующих проступков;
- материальной ответственности за нанесенный ущерб (в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством).
Утверждается должностная инструкция социального педагога директором школы, который также отвечает за прием данного специалиста на работу и увольнение его с должности. При приеме на работу новый сотрудник знакомится с инструкцией и ставит подпись (как правило, на последней странице документа), подтверждающую факт ознакомления с ней и согласие соблюдать все ее положения.