Должностная инструкция менеджера по персоналу

28 декабря 2018 Бушмин Сергей Викторович 2
Должностная инструкция менеджера по персоналу составляется в компаниях, где в штате присутствует такая единица. В статье будет раскрыто, по каким правилам происходит написание инструкции и какие разделы должны в ней присутствовать. 

Когда требуется должностная инструкция для директора или менеджера по персоналу

Трудовым законодательством не предусмотрено обязательное наличие должностных инструкций в организациях — и это подчеркивается в письме Роструда № 3042-6-0 от 9 августа 2007 года, но в то же время в этом же письме рассказывается о полезности составления должностных инструкций как для работодателя, так и для работника. Важно помнить, что если работодателем принято решение о составлении должностных инструкций, то это должно быть сделано для всех должностей, присутствующих в штатном расписании.

Должность менеджера по персоналу обычно присутствует в средних и крупных организациях. Эта штатная единица вводится для того, чтобы снять с работодателя задачу по поиску персонала. Также менеджер по персоналу занимается вопросами оформления на работу и увольнения. В тех компаниях, где в структуре имеется целый отдел, заведующий кадровыми вопросами, для возглавляющего его лица составляется отдельная должностная инструкция — например, для директора по персоналу (впрочем, название должности может быть и другим).

Примерная структура должностной инструкции менеджера по персоналу

Для написания должностных инструкций можно использовать характеристики массовых должностей, которые расписаны в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда № 37 от 21 августа 1998 года. В этом справочнике в первом его разделе есть должность менеджера по персоналу.

Структура должностной инструкции может включать следующие разделы:

  1. Общие положения

    В данном разделе обычно описываются следующие особенности должности:

    • название должности (менеджер по персоналу);
    • непосредственная подчиненность (кто отвечает за прием и увольнение с работы);
    • категория должности (руководитель);
    • квалификационные требования, к которым относятся требования к уровню образования, опыту работы, а также описание навыков и знаний, которые хотелось бы видеть у кандидата на должность;
    • наличие подчиненных (обычно не предусмотрено);
    • порядок замещения.

  2. Права

    Сотруднику, находящемуся на должности менеджера по персоналу, как правило, предоставляются следующие полномочия:

    • запрашивать информацию у других сотрудников;
    • знакомиться с решениями руководителя;
    • передавать руководителю свои предложения по улучшению рабочего процесса;
    • требовать от руководителя оказывать содействие в выполнении своих должностных обязанностей;
    • знакомиться с персональными данными сотрудников, в том числе с конфиденциальной информацией.

  3. Должностные обязанности

    Менеджер по персоналу в рамках исполнения своих трудовых функций обычно занимается:

    • организацией работы с персоналом;
    • обеспечением укомплектованности штата;
    • анализом рынка труда и выбором источника набора персонала;
    • подбором персонала, для чего могут объявляться конкурсы, проводиться собеседования;
    • организацией обучения отдельных сотрудников;
    • организацией оценки трудовой деятельности сотрудников;
    • составлением и оформлением трудовых договоров с сотрудниками;
    • ведением личных дел сотрудников и другой кадровой документации.

  4. Ответственность

    В этом разделе обычно отмечается, что менеджер по персоналу:

    • несет дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;
    • несет административную или уголовную ответственность за совершение соответствующих проступков;
    • несет материальную ответственность за нанесенный им ущерб в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством.

Условия, содержащиеся в должностной инструкции, могут быть и другими, но в любом случае они должны соответствовать нормам трудового законодательства, а в тех вопросах, что не урегулированы ТК РФ, не должны противоречить его основным принципам.

Особенности должностной инструкции директора по персоналу

К директору по персоналу (в квалификационном справочнике эта должность называется заместитель директора по управлению персоналом) предъявляются более строгие квалификационные требования, чем к менеджеру, который является его подчиненным. Одним из таких требований может стать, к примеру, обязательное наличие стажа работы не менее 5 лет.

Еще одной отличительной чертой директора по персоналу является то, что он в отличие от менеджера по персоналу не занимается непосредственно приемом на работу. Он отвечает за формирование общих тенденций в кадровой политике компании, контролирует соблюдение трудового законодательства и отвечает за проводимую в компании по отношению к персоналу социальную политику. Соответственно, должностная инструкция директора по персоналу предусматривает иной набор прав и обязанностей.

Составляться данная должностная инструкция, как и для менеджера по персоналу, может как его руководителем, так и самим работником (это входит в сферу работы с персоналом). При этом пишется она в любом случае не под конкретного работника, а под саму должность. То есть со сменой работника должностная инструкция не меняется и новый менеджер, пришедший на это место, должен будет так же соблюдать нормы, которые в ней закреплены.