О составлении должностной инструкции для менеджера по маркетингу
Менеджер по маркетингу — должность, которая появилась относительно недавно, и в квалификационном справочнике должностей не закреплена — есть лишь должность менеджера. В связи с этим должности вроде менеджера по маркетингу (с конкретизированной специализацией) описываются самими работодателями с учетом специфики их деятельности.
Однако даже с учетом этого в должностную инструкцию можно перенести из квалификационного справочника отдельные должностные обязанности менеджера и требования к его квалификации, например:
- образование высшее профессиональное в сфере маркетинга (возможно, полученное в другой сфере, но дополненное профильной переподготовкой);
- опыт работы от 2 лет.
Эти требования носят рекомендательный характер и вполне могут использоваться работодателем как базовые. При необходимости они могут быть расширены или уточнены. Например, может быть определено, что при приеме на работу будут рассматриваться только кандидаты, окончившие определенный вуз или имеющие стаж на аналогичной должности от 3 лет.
Какими правами наделить менеджера по маркетингу, решает работодатель, главное, чтобы его полномочий хватало для беспрепятственного решения поставленных перед ним задач. Что же касается ответственности, то конкретные виды наказаний в инструкции прописывать не принято, так как они назначаются в соответствии с нормами законодательства.
Примерная структура должностной инструкции менеджера по маркетингу
Столкнувшись с необходимостью разработки должностной инструкции менеджера по маркетингу, ответственный за ее выполнение сотрудник может взять за основу структуру, общепринятую для такого рода документов.
- Общие положения
В этом разделе отражается следующая информация о должности:
- название должности (менеджер по маркетингу);
- подчиненность, порядок приема на работу и увольнения;
- требования к квалификации;
- порядок замещения.
- Права
Для выполнения своей трудовой функции каждый сотрудник наделяется определенным объемом прав. Менеджеру по маркетингу целесообразно дать следующие права:
- запрашивать информацию и документы, необходимые для работы, у всех подразделений компании;
- знакомиться с решениями руководителя;
- передавать руководителю свои предложения по улучшению рабочего процесса;
- представлять интересы компании во взаимоотношениях по вопросам продажи товаров;
- подписывать (визировать) договоры в рамках своей компетенции.
- Должностные обязанности
В этом разделе конкретизируются должностные обязанности сотрудника, занимающего описываемую должность. Так, менеджер по маркетингу обязан:
- анализировать спрос на товар, производимый компанией;
- исследовать соотношение спроса и потребления определенных видов товаров;
- на основе исследований разрабатывать общую программу развития маркетинга компании;
- вносить на утверждение руководителя бюджет, необходимый для реализации программы маркетинга;
- контролировать расход выделенных средств;
- разрабатывать меры по стимулированию продаж;
- отвечать за обратную связь с потребителями;
- разрабатывать фирменный стиль;
- вести рекламные кампании;
- анализировать эффективность маркетинговых мероприятий.
- Ответственность
Менеджер по маркетингу может быть привлечен к ответственности как за произведенные им действия, так и за последствия принятых им решений. И за то и за другое его могут привлечь к дисциплинарной ответственности, материальной, административной и даже уголовной.
Различия в должностных инструкциях менеджера и специалиста по маркетингу
В заключение хотелось бы сказать несколько слов об инструкциях для менеджера по маркетингу и специалиста по маркетингу. Несмотря на кажущееся сходство, это сотрудники разного уровня: менеджер по маркетингу относится к категории должностей руководящего звена, а специалист, хоть и не является техническим исполнителем, но все же ниже по вертикали, чем менеджер. В связи с этим должностные обязанности специалиста по маркетингу обычно ограничиваются участием в разработках предложений и проведением анализа по отдельным направлениям продаж. Соответственно, специалист наделяется и меньшим объемом прав (например, он не имеет права подписывать или визировать договоры).
Впрочем, в итоге лишь работодателю решать, как назвать должность и какие обязанности возложить на сотрудника. Главное при составлении должностной инструкции — отталкиваться от объема работы, поручаемой сотруднику. Ведь именно он определяет те должностные обязанности, которые сотрудник будет выполнять на своем рабочем месте.