Существенные условия договора коммерческой концессии

21 июля 2018 Сехина Мария Александровна 0

Существенные условия договора коммерческой концессии — это его предмет и цена, так как без согласования этих моментов договор не будет считаться заключенным. Рассмотрим, как именно должны быть изложены эти условия в договоре.

Понятие и условия согласованности предмета концессии

Наиболее логично и просто определить предмет концессионного договора, или договора франчайзинга, как комплекс исключительных прав, поскольку именно переход такого комплекса от одной стороны к другой является целью договора. При этом в предмете концессии, рассмотрев во взаимосвязи пп. 1 и 2 ст. 1027 ГК РФ, можно выделить обязательный и факультативный элементы.

В обязательном порядке в предмет входит товарный знак и (или) знак обслуживания. К факультативным элементам предмета концессии относятся:

  • права на другие объекты интеллектуальной собственности (далее — ИС);
  • коммерческий опыт и деловая репутация правообладателя.

Права предоставляются только в комплексе, поэтому помимо товарного знака нужно передать право на еще хотя бы 1 объект ИС. В качестве примера ГК РФ называет секрет производства и ноу-хау, однако предмет ими при этом не ограничивает, как может на первый взгляд показаться: в рамках концессии могут быть переданы права на промышленные образцы, изобретения и т. д.

ВАЖНО! Нельзя передать право на фирменное наименование, так как оно неотчуждаемо и поэтому необоротоспособно. По той же причине нельзя признать возможной передачу права на наименование места происхождения товара.

Что касается деловой репутации и коммерческого опыта, то предполагается их автоматический переход к пользователю вместе с правами на объекты ИС (кстати, легального определения этих благ в ГК РФ нет). Для того же, чтобы предмет считался согласованным, необходимо четко обозначить, на какие именно объекты ИС передаются права и в каком объеме.

Вознаграждение правообладателя — как может выплачиваться, от чего зависит?

Условие о цене договора франчайзинга выражается в произведении выплат правообладателю, именуемых вознаграждением. Оно считается согласованным, если установлен его размер и форма.

На размер могут влиять:

  • расходы на разработку и правовую охрану объекта ИС;
  • затраты на рекламу и страхование;
  • дополнительные траты, связанные с обучением персонала пользователя, доставкой оборудования, контролем качества и т. д.

Форма вознаграждения может быть любой, ГК РФ указал лишь возможные варианты:

  • единовременная твердая сумма;
  • периодические выплаты одинакового размера;
  • процент от продаж;
  • наценка на оптовые расценки товара, переданного для перепродажи.

Чаще всего в договоре концессии сочетаются разные виды платежей, предусматривая разовый платеж в твердой сумме, покрывающий первоначальные расходы правообладателя, дополненный периодическими платежами в период действия договора.

Относится ли срок действия договора коммерческой концессии к существенным условиям?

В литературе иногда встречается мнение, будто бы срок является неотъемлемым условием договора коммерческой концессии. Однако из буквального толкования п. 1 ст. 1027 ГК РФ этого не следует. Допускается как указывать срок действия договора, так и оставлять этот момент без уточнения (в таком случае договор будет считаться заключенным на неопределенный срок).

Если в период действия бессрочной концессии прекратится право на товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение и при этом замены аналогичным правом не произойдет, то концессия прекращается (п. 3 ст. 1037 ГК РФ). Если же прекратится право на другой объект ИС, договор просто не будет действовать в части передачи этого права.

***

Таким образом, существенных условий договора коммерческой концессии всего два, при этом срок к ним не относится. Для снижения риска признания договора незаключенным сторонам необходимо прописать эти условия как можно более детально.