Необходима ли регистрация договора доверительного управления недвижимым имуществом — частый вопрос, который возникает у лиц, желающих заключить такое соглашение. Разберемся, подлежит ли соглашение государственной регистрации и является ли оно действительным без нее.
Нужно ли регистрировать договор доверительного управления имуществом?
Доверительное управление представляет собой сделку, при заключении которой один субъект сдает другому какой-либо имущественный предмет, а контрагент, в свою очередь, производит управление этой вещью в интересах владельца либо иной персоны — выгодоприобретателя (ст. 1012 Гражданского кодекса РФ). При этом собственником предмета сделки остается субъект, передавший вещь в доверительное управление.
Положения о форме договора доверительного правления имуществом установлены в ст. 1017 ГК РФ. Общим условием является необходимость письменного оформления документа. Однако если предметом сделки является недвижимость, то договор должен составляться по правилам оформления договора покупки недвижимости. Соответственно, договор должен быть письменным, а передачу прав по нему следует зафиксировать в том же виде, что и в случае оформления перехода правомочий собственника на такое имущество. Таким образом, необходима государственная регистрация передачи недвижимости в управление, но не самого договора.
Необходимо иметь в виду, что неследование положениям законодательства о правилах оформления рассматриваемой сделки влечет недействительность соглашения.
Порядок регистрации перехода имущества по договору доверительного управления
Регистрацию перехода имущества по сделке доверительного управления производят органы Росреестра. Для осуществления процедуры можно:
- обратиться непосредственно в Росреестр;
- предоставить документы в Росреестр в электронном виде;
- направить документацию в Росреестр почтовым отправлением;
- заказать выездное обслуживание специалиста Росреестра;
- сдать документы через многофункциональный центр.
Комплект документации на оформление договора доверительного управления должен включать:
- паспорт заявителя (доверенность при необходимости);
- документ об уплате госпошлины;
- для организаций — учредительные документы и свидетельства о регистрации;
- договор;
- акт приема-передачи имущества в доверительное управление;
- нотариальное согласие на передачу в управление совместного супружеского имущества.
***
Итак, в регистрации сделки доверительного управления нет необходимости. Требуется лишь регистрация передачи в управление недвижимого имущества.