Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

10 июля 2017 Горбылева Елена Николаевна 0

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции — предусмотренные законодательством последствия полного или частичного нарушения условий такого соглашения, возможность ее наступления и риск убытков во многом служат фактором, сдерживающим стороны от нарушения обязательств. В предлагаемом далее материале мы рассмотрим условия наступления и способы определения размера такой ответственности.

Ответственность по договору транспортной экспедиции — нормативное регулирование

Основной источник нормативного регулирования договорного права — ГК РФ. Договору транспортной экспедиции посвящена гл. 41, конкретно вопросу ответственности экспедитора — ст. 803. Однако данная норма не содержит положений, устанавливающих виды и пределы ответственности. Законодатель ограничился отсылкой к стандартным правилам, регулирующим договорную ответственность, изложенным в гл. 25 ГК.

Договор транспортной экспедиции — самостоятельный вид гражданско-правового соглашения об оказании услуг, но он имеет свои особенности, которые дополнительно рассмотрены в законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ. Этот же закон предусмотрел принятие правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила), которые впоследствии были утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. В соответствии с общими принципами соотношения общих и частных норм права статьи ГК РФ применяются к вопросам ответственности по договору транспортной экспедиции, не урегулированным нормами закона № 87-ФЗ или Правилами.

Общие правила определения размера ответственности экспедитора

По общему правилу ответственность по договору транспортной экспедиции определяется исходя из норм гл. 25 ГК РФ, за исключением случаев, отдельно рассмотренных законом № 87-ФЗ (например, в отношении договоров международной экспедиции). Размер компенсации при этом напрямую зависит от того, была ли объявлена ценность груза и какой ущерб был ему причинен.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 закона № 87-ФЗ:

  1. Если утрачен полностью или частично груз с предварительно объявленной ценностью, ущерб компенсируется полностью в размере объявленной стоимости или ее части пропорциональной утраченной. При повреждении такого груза компенсация определяется исходя из снижения его стоимости, если его можно восстановить и реализовать в дальнейшем. Если восстановление невозможно, компенсируется объявленная стоимость.
  2. Если утрачен полностью или частично груз, переданный без предварительного объявления ценности, ущерб компенсируется полностью в размере документально подтвержденной стоимости или ее части пропорциональной утраченной. При повреждении такого груза компенсация определяется также исходя из документальной стоимости. Такая стоимость определяется исходя из цены на аналогичный товар в месте выдачи груза на момент принятия судом соответствующего решения либо момент добровольного исполнения требования

Груз считается утраченным, если в течение 30 суток со дня, обозначенного в договоре в качестве дня доставки, он не был выдан получателю. Если такой срок оговорен не был, то груз должен быть выдан в разумные сроки. Если груз не был получен из-за неуплаты, но экспедитор проинформировал клиента о доставке, груз утраченным не считается.

Компенсация фактически понесенного ущерба не отменяет возможности клиента потребовать возмещения упущенной выгоды по правилам, установленным ГК РФ. При этом, если речь идет о международной экспедиции, следует учитывать ограничения, установленные для компенсации при нарушении обязательств по договорам о международных экспедиторских услугах, предусмотренные законом № 87-ФЗ.

Ответственность экспедитора при осуществлении международной экспедиторской деятельности

Ответственность за нарушения обязательств договоров международной экспедиторской деятельности достаточно подробно рассмотрена в пп. 3 и 4 ст. 6 закона № 87-ФЗ. В соответствии с ними размер ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение рассматриваемого договора не может превышать 666,67 расчетных единиц за единицу отгрузки, если речь идет о нарушениях, связанных с международной перевозкой груза с использованием экспедиторской документации. Для расчета компенсации при нарушении международных договоров рассматриваемого типа применяется единица специального права заимствования (СПР). Это понятие введено Международным валютным фондом. На сегодняшний день существует только 4 валюты, в которых такие единицы могут быть выражены (в них же производятся резервные платежи стран в системе МВФ):

  • американский доллар;
  • английский фунт стерлингов;
  • евро;
  • японская иена.

Для определения размера компенсации в России ее размер из единицы СПР переводится в рубли, при этом используется курс, установленный Центральный банком РФ на день принятия соответствующего судебного решения либо иную согласованную сторонами дату. В частности, согласно п. 2 ст. 7 рассматриваемого закона, ответственность экспедитора при международной экспедиции ограничена 2 единицами СПР, если большее не компенсируется лицами, за которых он ответственен.

Ответственность экспедитора за нарушение сроков исполнения при международных перевозках для частных нужд

ГК РФ не содержит отдельных норм об ответственности экспедитора при организации международных перевозок для личных целей физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью. В случае нарушения обязательств экспедитором п. 2 ст. 9 закона № 87-ФЗ для определения размера ответственности за просрочку исполнения обязательств предусматривает расчет трехпроцентной неустойки за единицу времени, предусмотренную договором. При этом размер итоговой компенсации не может превысить 80% причитающегося экспедитору вознаграждения, предполагающегося в случае полноценного исполнения условий.

Примечание: этот метод может применяться при расчете компенсации за нарушение сроков исполнения экспедиторских обязательств только перед физическими лицами, пользующимися такими услугами.

Уменьшение ответственности и освобождение от нее

Так как на обязательства, вытекающие из соглашения о транспортной экспедиции, распространяются нормы гл. 25 ГК РФ, в случае если при должной осмотрительности и осторожности, проявленной при исполнении обязательств со стороны экспедитора, они не были исполнены в силу форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы), экспедитор должен быть освобожден от ответственности. Договор экспедиции нередко является посредническим и включает обязанность экспедитора только организовать перевозку, но не осуществить ее, поэтому нарушение обязательств непосредственным перевозчиком не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом.

При этом ст. 804 ГК РФ предусматривает обязанность клиента в полной мере предоставить экспедитору информацию о грузе. Если же этого не произошло, то это может служить основанием не только для снижения меры ответственности экспедитора, но и для привлечения к ответственности самого клиента.

Что следует указать в договоре для упрощения определения размера ответственности экспедитора?

В случае нарушения экспедитором условий договора клиент, как правило, стремится максимально быстро привлечь его к ответственности и получить положенную компенсацию. Однако в процессе установления размера возмещения могут возникнуть сложности, становящиеся предметом затяжных гражданских споров. Во избежание подобных проблем стоит соблюдать некоторые рекомендации, связанные с особенностями такого рода договоров:

  1. Некоторые виды деятельности, включая экспедиторскую и транспортную, требуют лицензии (например, перевозка опасных грузов). Необходимо убедиться в ее наличии у партнера.
  2. Перечень услуг, которые должен оказать экспедитор, имеет смысл детализировать по пунктам. Закон ограничивается довольно расплывчатой формулировкой о «других обязанностях, связанных с перевозкой», в интересах же сторон быть максимально конкретными как в указании размеров и графика выплаты вознаграждений, так и в перечне оказываемых услуг.
  3. Следует предоставлять экспедитору максимум необходимой достоверной информации и документации, которая может потребоваться для исполнения условий соглашения. В противном случае он может заявить, что нарушение условий договора вызвано его недостаточной информированностью.
  4. Необходимо четко прописывать в договоре характеристики и стоимость груза, т. к. это заметно облегчит определение размера компенсации. В случае если такая цена не была установлена, для расчета компенсации будет приниматься та, которую удастся подтвердить документально.
  5. Маршруты передвижения груза и крайнюю дату доставки груза в пункт назначения также стоит прописывать максимально точно. Это упростит определение крайнего срока выдачи груза, ограничив его 30 днями с момента доставки, что, в свою очередь, позволит установить момент нарушения обязательств. В противном случае придется ограничиться расплывчатой формулировкой закона о разумных сроках.

***

В заключение остается сделать вывод о том, что ответственность по договору транспортной экспедиции в значительной степени зависит от того, насколько внимательно стороны отнеслись к составлению договора, описанию обязательств экспедитора и стоимости груза.